На главную страницу узла
На главную страницу библиотеки 

Наша библиотека 

Д. Э. Пучкин
(
Э. Д. Холстинин.)

Вызов зеленого знамени

"Когда-то мы встречали в Европе мусульман, теперь встречаем ислам"
Монс. Панафьe, архиеп. Марсельский.



Чеченская война привлекла внимание российской читающей публике к тому, что прежде казалось неизвестным и малоинтересным. К исламскому фактору. Ранее мы вспоминали, что существует какой-то ислам, только лишь слушая по телевизору выпуски новостей об Иране или читая примечания к словечкам типа "рамадан" (месяц поста) или "минбар" (кафедра проповедника) где-нибудь в сборнике анекдотов о Ходже Насреддине (нередко весьма непочтительных к исламским святыням). Что еще интересного можно сказать об исламе, кроме того, что сия религия разрешает иметь четырех жен?

Ислам занимает второе место в мире по числу последователей после христианства. Ислам стал основой традиционной культуры в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки. Исламские государства представляли одно время смертельную угрозу христианской Европе, вплоть до битвы под Веной в 1683 г. И вот история возвращается. Как будто бы не было триумфа Европы в XIX столетии, когда с Османской Империей никто не считался, как будто не жили мусульманские народы под властью христианских держав, как будто не было всей истории побед русского, греческого, западного оружия над "нечестивыми агарянами". И вместо красного призрака коммунизма по Европе бродит зеленый призрак исламcкого экстремизма.

Некоторые люди скажут, что автор данных строк сгущает краски. В связи с этим хотелось бы напомнить ряд фактов. В Европе мы имеем уже три мусульманских по культуре (пока еще светских по конституции) государства - Албанию, Боснию и Турцию (владеющую "европейской частью", т. е. Константинополем [по-турецки, "Стамбул"] и его окрестностями). Мы уж не говорим о самопровоглашенной турецкой республике на северном Кипре, откуда изгнаны греки, 55 церквей превращены в мечети, а остальные приспособлены для мирских нужд ("Русский дом", 1999, N 10, стр. 21). Мы были свидетелями войн в Югославии и Чечне, где под крики "Аллах акбар" убивали христиан и рушили церкви. Мы знаем, что мусульманская иммиграция в страны Западной Европы столь велика, что это вызывает серьезное беспокойство местного коренного населения, что в свою очередь используется антимусульманскими и мусульманскими экстремистами.

Следует иметь в виду, что ислам возник позже христианства. Некоторые считают, что ислам представляет собою прямой вызов вере Христовой, сознательное отрицание Креста. Мусульмане, признавая Иисуса (Ису) Пророком, не верят ни в Его Божественность, ни в смерть на Кресте. О происхождении ислама среди исламоведов существуют различные мнения. Большинство из них допускают возможность исторического существования Магомета и историчность сведений о возникновении ислама, содержащихся в мусульманских источниках (за исключением, конечно же, рассказов о сверхъестественных событиях). Есть и другая теория, приверженцами которой были французы о. Лямман (Lammens), бр. Бруно Бонне-Эймар и многие другие. В соответствии с ней, никакого Магомета не было в реальности (автор Корана, аравийский еврей, зовет себя прилагательным "muhammadun" - "угодный [Богу]", т. е. пророк), города Мекки в VII веке не существовало, а слово Bakka, переводимое "Мекка", значит долину Бака под Иерусалимом, слово Ka’ba - "кубос", памятник, посвященный чудесному обращению в христианство хулителя Богородицы первосвященника Иофонии (монумент упоминается в одном из слов святителя Германа Константинопольского), рассказы о военных победах Магомета - миф, сура и хадисы - исторически недостоверны ("Zawsze wierni", 1999, N 31, str. 22-45). Мы воздержимся от согласия или несогласия с одной из двух гипотез, поскольку кто тут прав неясно. Ясно только то, что исторически христианство и ислам идейно противостояли друг другу. Зачинателем полемики с исламом на Востоке был преподобный Иоанн Дамаскин, на Западе - Петр Достопочтенный.

В отличие от мусульманских экстремистов, мы понимаем, что в наше сложное время не следует возвращаться к средневековой модели межрелигиозных отношений, характеризовавшейся крайней нетерпимостью. Мы не призываем к вражде против мусульман как таковых. Но это не значит, что мы не должны бороться с той частью мусульман, которые этого не понимают, т. е. с экстремистами. Это не значит, что мы должны забыть историю и не поминать мучеников от мусульман убиенных. Это никак не значит, что мы должны закрывать на глаза на реально существующие серьeзные проблемы в мусульманско-христианских отношениях.

Проблема, собственно говоря, подразделяется на две части: 1) Культурная экспансия респектабельных мусульман в Европе, мусульманский прозелитизм среди европейцев, требующий интеллектуального ответа Церкви и всех мыслящих защитников христианства и европейской культуры, взращенной на христианских ценностях; 2) Военная и террористическая экспансия мусульманских экстремистов, требующая вооруженного ответа силовых государственных структур, а в условиях нестабильного общества со слабым государством (хотелось бы надеяться, что это не наш, не российский случай) - всех вооруженных групп немусульманского населения, вплоть до криминальных структур. Или мы справимся с ними, или будем их рабами - такая мысль прозвучала в письме одного капитана нашей армии, геройски погибшего в Чечне ("Русский дом", 1998, N6, стр. 5-6).

А пока… пока идет мирное наступление ислама в христианской Европе. По сообщению агентства АФП, во Франции насчитывается более 500 000 коренных французов, принявших Ислам, и являющихся выходцами из всех социальных слоев общества. Ежемесячный католический журнал "Actualitй Religieuse", посвятивший этой актуальной проблеме целый архив, отмечает, что обратившиеся в Ислам христиане, коренным образом отличаются от тех христиан, какими они были еще совсем недавно. Раньше, как подчеркивает он, речь шла лишь о военных, соприкоснувшихся с Исламом во время их миссии в Северной Африке или на Ближнем Востоке. Первым из них и наиболее известным является генерал Мену, заменивший генерала Клебера во главе французской армии, оставшейся в Египте после экспедиции Бонапарта в XIX веке. Являясь выходцем из традиционно военной семьи, он был тронут "солидарностью арабских солдат, их храбростью, тем, как они дорожат честью и ведут себя в бою". Второе течение обратившихся в Ислам, составили востоковеды, изучившие духовные и философские тексты мусульман. К ним относится Рене Генон (1886 - †1951), внимание и интерес которого привлек исламский мистицизм.

Однако в настоящее время люди, принимающие ислам, оправдывают свое решение "возвратом к духовному".  Эти люди принадлежат к разной среде: интеллектуальной (философ Рожэ Гароди, специалист по суфизму Мишель Шодкивич), артистической (танцор и хореограф Морис Бежар), кинематографической (подводник Жак Ив Кусто), медицинской (хирург Морис Бюкай), религиозной (бывш. католический священник Абдельмаджид Жан-Мари Дюшемэн),. Но также, и именно в этом заключается своеобразие сегодняшнего дня, ислам принимают теперь и служащие, и рабочие. Примером этого можно привести принятие ислама молодым человеком из департамента Арденны, ставшим Абдуллой и нашедшим "в постоянстве ислама" покой, который он не находил более в католицизме. Как говорит он сам: "В исламе нет пересмотренных и исправленных догм. Мусульманин, живший несколько веков назад, вернувшись в наше время, нашел бы тот же самый ислам во всей его целостности". (Очевидно, новоиспеченный магометанин смутился радикальностью перемен, произошедших в Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора.)

Других привлекает в исламе черты, которые в христианском мире характерны для протестантов, а именно возможность, которую якобы предоставляет ислам - "обратиться к Богу напрямую, без помощи служителя Церкви". Один из этих людей, желавший быть католическим монахом, после безуспешного опыта, обрел духовное удовлетворение в среде суфиев. Как подчеркивает Анри Фреске, ведущий религиозной хроники в журнале "Monde", француженки cоставляют около 55% от принявших ислам. Выйдя замуж за мусульманина, они охотно принимают религию своего мужа. Наконец, Рожэ Гароди в своем интервью кувейтскому агентству подчеркнул, что представители интеллигенции всe больше принимают ислам и не подвергаются во Франции никаким преследованиям. Многие принявшие ислам французы работают в Парижской мечети на добровольных началах. Некоторые обучают Корану детей иммигрантов (!!!), организуют поездки.

Типы итальянцев, принимающих ислам, самые разнообразные: "Несмотря на свою относительную малочисленность (речь идет о десятках тысяч человек), с ними уже нельзя не считаться. Большинство из них принимают ислам при вступлении в брак (исследователи считают, что число таких обращенных около 60-70%). Как известно, мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, и поэтому для заключения брака муж должен принять ислам. Подготовка к обращению в ислам проводится в исламских центрах, где, кроме того, этот факт ещe и удостоверяется. Многие приобщаются к исламу, знакомясь с ним во время заграничных путешествий, а другие - благодаря встрече и дружбе с некоторыми мусульманскими иммигрантами, живущими в Италии. Среди новообращенных встречаются и бывшие активисты левого и правого движений, разочаровавшиеся в политической борьбе. Новообращенные, воодушевленные миссионерством и активной деятельностью, с энтузиазмом работают на создание общественного образа ислама; они часто занимают ответственные должности в организациях, в сфере производства и распространения печатной продукции" ("Новая Европа", N 13, 2000, стр. 63-64).

По утверждению информсервера "Ислам. Ру", ссылающегося на известную лондонскую газету "Таймс", немалое число людей в Великобритании, целыми группами (чего не было ранее), принимают ислам. Большинство из них - женщины. Растущий процент принимающих ислам подтверждает предположение, что в ближайшем будущем ислам станет важной, могучей религиозной силой в Великобритании. В этой связи Роз Кендрайк, преподаватель религии и автор учебника по изучению Корана, отмечает: "В течение двадцати ближайших лет число британцев, принявших ислам, будет равно числу мусульман- эмигрантов, привнесших эту религию в страну, а, может быть, и превзойдет его". В Великобритании среди каждых 10-20 тысяч вновь принявших ислам женщины составляют подавляющее большинство; мусульманская же община в целом достигает 1-1,5 миллиона человек. Большинство принявших ислам в Великобритании представляют "средний" класс. Среди мусульман - сын и дочь судьи Скотта, т.е. того человека, который расследует факты оснащения Ирана оружием со стороны Великобритании. Илийя Хаири - врач-психиатр, американка по происхождению, принявшая Ислам 15 лет назад, отмечает: "Ныне свет ислама распространяется на Западе. Это то, о чем сообщал пятнадцать веков назад пророк Магомет (да благословит его Аллах и приветствует)!". Далее Илийя Хаири добавляет: "Люди на Западе принимают Ислам с открытыми глазами, не соблюдая все восточные традиции. Они сторонятся многого, что считается ошибочным в области культуры". Некоторые на Западе указывают, что расширение изучения сравнительного богословия активизировало процесс принятия мусульманской веры.

Относительно исламской экспансии в России сведений не много, но точно известно, что случаи принятия ислама славянами участились. Самый скандальный случай - отступничество от Христа о. Вячеслава Полосина. Активно издаeтся мусульманская литература на русском языке. Так что не в меру ретивым борцам с протестантскими проповедниками скоро придется сотрудничать с ними же в борьбе с мусульманским прозелитизмом.

Не "позеленеет" ли некогда христианская Европа, включая Россию, вот в чем вопрос.

текст статьи публиковался в газете 
“Община XXI век – православное обозрение”
№ 4-5(6-7) 2001 г., стр.14-15

Я приглашаю Вас присылать интересные для читателей и Вас работы
Николай

avtor@spasi.ru

П р а в о с л а в н а я с т р а н и ц а Н и к о л а я А р д а б ь е в с к о г о

Мы рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите

Н.Ардабьевский

SpyLOG