На главную страницу узла
На главную страницу библиотеки 

Наша библиотека

УСТАВ ОБ УПРАВЛЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1988

Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года


I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь экзархаты, епархии, благочиния, приходы и монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся в СССР и за границей, канонически составляют Московский Патриархат.

"Московский Патриархат" - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

Примечание: "Московской Патриархией" именуется совокупность учреждений, находящихся по непосредственным ведением Патриарха.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей.

4. Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;
в) постановлений своих Поместных Соборов;
г) настоящего Устава,
при уважении и соблюдении государственных законов.

5. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

6. Епархиальным органом церковной власти и управления является: правящий архиерей с Епархиальным собранием и Епархиальным советом.

7. Органом приходского управления является настоятель с Приходским собранием и Приходским советом.

8. Правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы.

9. Московская Патриархия, синодальные учреждения, епархии, приходы, монастыри, духовные школы и заграничные учреждения обладают гражданской правоспособностью.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору.

2. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян.

3. Членами Собора являются правящие и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира и мирян и их квота устанавливается Священным Синодом.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство и Поместными Православными Церквами;
б) решает канонические, богослужебные, пастырские и прочие вопросы, касающиеся внутренней или внешней деятельности, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;
в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с пп. 5 а, б настоящего раздела;
г) канонизирует святых и устанавливает соответствующие богослужебные чинопоследования;
д) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;
е) утверждает постановление Архиерейского Собора;
ж) оценивает деятельность Священного Синода и синодальных учреждений;
з) создает или упраздняет органы церковного управления;
и) устанавливает процедуру для всех церковных судов;
к) заботится о правильном осуществлении отношений между Церковью и Государством, в соответствии с настоящим Уставом и с действующим в стране законодательством;
л) принимает принципиальные решения по вопросам взаимоотношений с другими Православными Церквами и с инославными исповеданиями;
м) подобающим образом выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество;
н) учреждает общецерковные награды.
6. Поместный Собор является последней инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

7. Поместный Собор также судит в последней инстанции все дела, предварительно рассмотренные Архиерейским Собором и переданные этим Собором для окончательного решения.

8. Председателем Собора является Патриарх, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.

9. В исключительных обстоятельствах кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов.

10. Собор утверждает повестку дня, программу и регламент проведения своих заседаний, а также избирает простым большинством всех членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

11. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и восьми его заместителей в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

12. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников, клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за подготовку материалов для работы Собора и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

13. Собор избирает простым большинством председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов.

14. Президиум, Секретарь и председатель рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений в порядке их изучения Собором;
б) координация всей деятельности Собора;
в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;
г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.
15. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергается 2/3 присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

16. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.

17. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей.

18. В открытых заседаниях Собора помимо членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случае они не имеют права решающего голоса. Предложение о проведении закрытых заседаний вносится на усмотрение Собора Соборным Советом.

Примечание: Избрание Патриарха проводится в закрытом заседании.

19. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов, то преобладает мнение, за которое голосует Патриарх (Местоблюститель).

20. Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

III. Архиерейский Собор

1. Все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

2. Архиерейский Собор обладает полнотой законодательной власти, исполнительной и судебной деятельности в период между Поместными Соборами.

3. Архиерейский Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, не реже одного раза в два года. Чрезвычайное заседание Собора может быть созвано по предложению Патриарха и Синода или 1/3 архиереев, являющихся его членами.

4. Архиерейский Собор подотчетен Поместному Собору.

5. В обязанности Архиерейского Собора входит:

а) в преддверии Поместного Собора внесение предложений по повестке дня, программе и регламенту заседаний, а также по процедуре избрания Патриарха;
б) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора;
в) хранение чистоты и неповрежденности Православного вероучения и норм христианской нравственности;
г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви;
д) хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви;
е) канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований;
ж) компетентное истолкование существующих канонических правил и постановлений;
з) выражение пастырской озабоченности проблемами современности;
и) создание или упразднение епархий;
к) создание или упразднение тех или иных синодальных учреждений, духовных школ общецерковного значения и утверждение положений, регулирующих их деятельность;
л) суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений;
м) утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода;
н) рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов.
6. Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

7. Архиерейский Собор также судит:

а) во второй и последней инстанции разногласия между двумя или более архиереями, канонические проступки архиерея;
б) все дела, предварительно рассмотренные Священным Синодом и переданные им для окончательного решения.
8. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель Патриаршего Престола.

9. Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод. Президиум несет ответственность за подготовку и проведение Архиерейского Собора, а также за руководство им. Президиум предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы.

10. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов Священного Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем и членами Священного Синода.

11. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии.

12. Заседания Собора возглавляет Председатель или один из членов Священного Синода, по его предложению.

13. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом.

14. Решения на Соборе принимаются большинством голосов за исключением случаев, специально оговоренных принятым Собором регламентом. Когда голоса разделяются поровну, то решающим является голос Председателя.

15. Никто из архиереев - членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной.

16. В исключительных обстоятельствах кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов - его членов.

17. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

IV. Патриарх

1. Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх, который носит титул: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси".

2. Патриарх имеет первенство чести среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви как в СССР, так и за границей по следующей формуле: "О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси".

4. Патриарх имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом.

5. Отношения между Патриархом и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34 правилом свв. апостолов и 9 правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх по своей должности созывает Поместный и Архиерейский Соборы, заседания Священного Синода и председательствует на них.

7. В осуществление своей исполнительной власти Патриарх:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;
б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;
в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;
г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами;
д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте Русской Православной Церкви;
е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;
ж) сносится с предстоятелями Православных Церквей и с главами иных исповеданий во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
з) является полномочным представителем Церкви перед Государственной властью;
и) выдает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;
к) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;
л) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины, отставки или нахождения под церковным судом правящих архиереев этих епархий;
м) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;
н) имеет право посещения в потребных случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. апостолов, пр. 9 Ант. Собора);
о) дает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает о том Священному Синоду;
п) принимает к рассмотрению дела по недоразумениям между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;
р) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;
с) разрешает отпуск архиереям из епархий на срок более 14 дней и не свыше месяца;
т) санкционирует краткосрочные выезды архиереев за рубеж по служебным делам;
у) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;
ф) награждает клириков и мирян церковными наградами и преподает им нарочитое благословение;
х) утверждает присуждение ученых степеней и званий;
ц) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.
8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются: белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносный крест.

9. Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет, по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

10. Патриарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, Данилова монастыря в Москве, Введенской Оптиной пустыни и управляет всеми церковными ставропигиями.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Поместному Собору.

13. В случае кончины Патриарха, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством митрополита старейшей кафедры Русской Православной Церкви - Киевской немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх в силу своего положения и должности, после его кончины переходит к Патриаршему Престолу.

Личное имущество Патриарха наследуется в соответствии с действующим гражданским законом о наследстве.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;
б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;
в) послания к полноте Русской Православной Церкви, а равно и к предстоятелям других Православных Церквей исходят за подписью Местоблюстителя;
г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.
16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;
б) обладать богословским образованием, достаточным опытом церковного управления, отмеченным приверженностью к каноническому правопорядку;
в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
г) "иметь доброе свидетельство от внешних" (1Тим.3:7);
е) являться гражданином СССР.
V. Священный Синод

1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом, осуществляет центральную законодательную, исполнительную и судебную власть в период между Поместным и Архиерейским Соборами.

2. Священный Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами и представляет им отчет о своей деятельности за межсоборный период.

3. Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха (Местоблюстителя), пяти постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.

4. Постоянными членами являются по кафедре - митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский; по должности - управляющий делами Московской Патриархии и председатель Отдела внешних церковных сношений.

5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока управления его данной епархией.

6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль).

7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий присутствуют в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархии, ведомства, школы или несения ими общецерковного послушания.

8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению.

9. В исключительных случаях кворум Синода составляет 2/3 его членов.

10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом (Местоблюстителем).

11. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Члены Синода присутствуют в клобуках и рассаживаются по протоколу, принятому в Русской Православной Церкви.

12. Синод работает на основании повестки дня, представляемой Председателем и синодально одобряемой в начале первого заседания. Вопросы, требующие предварительного изучения, Председатель заблаговременно направляет членам Синода. Члены Синода могут вносить предложения по повестке дня и поднимать вопросы с предварительным уведомлением о том Председателя.

13. Председатель руководит заседаниями, в соответствии с принятым регламентом.

14. В случае, если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, он замещается старейшим по архиерейской хиротонии постоянным членом. Временный председатель Синода не является каноническим Местоблюстителем.

15. Секретарем Священного Синода является управляющий делами Московской Патриархии. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журнала заседаний.

16. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим.

17. Никто из присутствующих в Священном Синоде не может воздерживаться от голосования.

18. Каждый из членов Синода в случае несогласия с принятым решением может подать отдельное мнение, которое должен заявить на том же заседании с изложением его оснований и представить в письменной форме не позднее трех дней со дня заседания. Отдельные мнения прилагаются к делу, не останавливая его решения.

19. Предложенные в повестке дня дела Председатель не в праве своею властью снимать с обсуждения, препятствовать их решению или приостанавливать претворение в жизнь таковых решений.

20. В тех случаях, когда Патриарх признает, что принятое решение не соответствует пользе и благу Церкви, он заявляет протест. Протест должен быть сделан на том же заседании и затем изложен в письменном виде в семидневный срок. По истечении этого срока дело вновь рассматривается Священным Синодом. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение Архиерейского Собора. Если отложить дело невозможно и решение должно быть принято незамедлительно, Патриарх действует по своему усмотрению. Принятое таким образом решение выносится на рассмотрение чрезвычайного Архиерейского Собора, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса.

21. Когда в Священном Синоде рассматривается дело по жалобе на членов Синода, заинтересованное лицо может присутствовать и давать объяснения, при решении дела оно обязано оставить зал заседаний. При рассмотрении жалобы на Председателя он передает председательствование старейшему по архиерейской хиротонии иерарху из числа постоянных членов.

22. Все журналы и определения Священного Синода подписываются сначала Председателем, затем всеми присутствующими на заседании членами, хотя бы некоторые из них были и несогласны с принятым решением и подали о том отдельное мнение.

23. Определения Священного Синода входят в силу по их подписании и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие само существо дела.

24. Председатель Священного Синода имеет высшее наблюдение за правильным прохождением дел в канцелярии Синода и в синодальных учреждениях и за точным исполнением принятых постановлений.

25. В обязанности Священного Синода входит:

а) наблюдение и попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;
б) поддержание единства с другими Православными Церквами;
в) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;
г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;
д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением;
е) регулирование богослужебных вопросов;
ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников;
з) поддержание должных отношений между Церковью и Государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;
и) оценка важнейших событий в межцерковной и экуменической областях;
к) поддержание экуменических и межрелигиозных связей как внутри СССР, так и за рубежом;
л) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости на земле;
м) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами;
н) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви.
26. Священный Синод:

а) избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой;
б) вызывает архиереев для присутствия в Синоде;
в) рассматривает отчеты архиереев о состоянии епархий и выносит по ним постановления;
г) инспектирует через своих членов деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным;
д) определяет содержание архиереев;
е) предоставляет архиереям отпуск на срок более месяца.
27. Священный Синод назначает:

а) руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей;
б) ректоров и утверждает проректоров и инспекторов духовных школ;
в) архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.
28. В случае необходимости Священный Синод может создавать комиссии или иные рабочие органы для содействия в попечении:

а) о решении важных богословских проблем, относящихся к внутренней и внешней деятельности Церкви;
б) о хранении текста Священного Писания, о его переводах и издании;
в) о сохранности текста богослужебных книг, о его исправлении, редактировании и публиковании;
г) о составлении новых служб, чинопоследований и молитвословий и их последующем издании;
д) о публикации сборников церковных правил, учебников и учебных пособий для духовных школ, богословской литературы и официальной периодики;
е) о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира;
ж) о состоянии духовного просвещения;
з) о деятельности духовных школ;
и) о делах милосердия и благотворительности;
к) о должном направлении церковного зодчества, иконописи, пения и прикладных искусств;
л) о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Православной Церкви;
м) об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для поддержания благолепной богослужебной традиции и благочиния в храмах;
н) о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников.
29. В осуществлении руководства синодальными учреждениями Священный Синод:

а) утверждает положения о их деятельности;
б) утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты;
в) выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей работы синодальных учреждений;
г) в случае необходимости осуществляет ревизию таковых учреждений.
30. Священный Синод одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ, а также соответствующие финансовые отчеты.

31. В заботе о епархиях, монастырях и духовных школах Священный Синод:

а) вносит изменение в наименование епархий;
б) одобряет создание церковных учреждений на уровне епархий и положения о их деятельности;
в) одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью;
г) утверждает, а в исключительных случаях назначает настоятелей и настоятельниц монастырей;
д) учреждает ставропигии;
е) по представлению Учебного комитета утверждает учреждение новых кафедр в духовных академиях; уставы, учебные планы духовных учебных заведений и программы духовных семинарий;
ж) дает указания и следит, чтобы действия всех органов церковной власти в епархиях, благочиниях и приходах соответствовали законным постановлениям;
з) в случае необходимости проводит ревизии.
32. Священный Синод судит:

а) в первой инстанции разногласия между двумя или более архиереями, канонические проступки архиереев;
б) в первой и последней инстанции дела против клириков и мирян - ответственных сотрудников синодальных учреждений за нарушение ими церковных правил и служебных обязанностей;
в) в последней инстанции канонические проступки священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви;
г) канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций;
д) все дела, переданные епархиальными судами.
33. Священный Синод принимает решения об отводе епархиальных судов, а также о столкновении компетенций между епархиальными судами.

34. Священный Синод выносит заключение по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава.

VI. Синодальные учреждения

1. Синодальные учреждения призваны помогать Патриарху и Священному Синоду в осуществлении ими их исполнительской власти. Патриарх имеет высшее наблюдение за деятельностью таковых учреждений.

2. Синодальные учреждения создаются или упраздняются по решению Поместного Собора, Архиерейского Собора или Священного Синода и подотчетны им.

3. Синодальные учреждения возглавляют лица в архиерейском сане, назначаемые Священным Синодом.

4. Каждое синодальное учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию.

5. Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются:

а) Управление делами Московской Патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха, Синода, Синодальной библиотекой, необходимыми отделами и архивом;
б) Отдел внешних церковных сношений;
в) Издательский Отдел;
г) Хозяйственное Управление;
д) Учебный комитет;
е) Пенсионный комитет.
6. В случае потребности могут быть созданы иные синодальные учреждения.

7. Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в пределах Экзархатов или епархий.

8. Деятельность синодальных учреждений регулируется положениями, утвержденными Священным Синодом.

VII. Епархии

1. Русская Православная Церковь разделяется на епархии - местные церкви, возглавляемые архиереем и состоящие из приходов, объединенных в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей.

2. Границы епархий на территории СССР определяются Священным Синодом с учетом административно-территориального деления областей, краев или республик. Границы епархий за рубежом определяются особым решением Священного Синода.

3. В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом.

4. Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется синодально утвержденными положениями.

Епархиальный Архиерей

5. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.

6. Епархиальный архиерей избирается и назначается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха.

7. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначается викарный епископ с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея.

8. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом.

9. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и по общему и богословскому образованию.

10. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах веро- и нравоучения, священнодействия и пастырства.

11. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги.

12. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, препровождая по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты.

13. Архиерей созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них, имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями.

14. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

15. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями в пределах епархии.

16. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху ежегодного отчета по установленной форме о жизни епархии и о своей деятельности.

17. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Церкви перед государственными властями по вопросам, относящимся к его епархии.

18. Осуществляя управление епархией, архиерей:

а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;
б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия;
в) несет ответственность за осуществление постановлений Соборов, Священного Синода и положений настоящего Устава;
г) согласно церковным канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;
д) наблюдает за деятельностью епархиального клира;
е) предоставляет отпуска духовенству на срок более одной недели;
ж) заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;
з) имеет попечение о подготовке священно-церковнослужителей, в связи с чем организует таковую на месте или направляет достойных кандидатов для поступления в духовные школы;
и) наблюдает за состоянием церковной проповеди и принимает меры к надлежащей духовной подготовке христиан;
к) ходатайствует перед Патриархом о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых;
л) дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции* ;
м) освящает храмы;
н) имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;
о) заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения:
о делах милосердия и благотворительности;
об обеспечении приходов всех необходимым для совершения богослужения;
об удовлетворении прочих церковных нужд.
19. Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей:

а) имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, епитимией, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении;
б) увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда;
в) утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их;
г) в соответствии с канонами решает вопросы церковных браков и разводов.
20. Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работе, начатой в период правления предыдущего архиерея.

21. В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или ухода его на покой, Епархиальным советом создается комиссия, которая приступает к ревизии епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи епархии вновь назначенному архиерею.

22. Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит в ее собственность. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующим государственным законом о наследстве.

23. Епархия не может вдовствовать более сорока дней, за исключением особых случаев, достаточно мотивирующих продление вдовства.

24. Епархиальным архиереям предоставляется право отлучаться от своих епархий по уважительным причинам на срок не более 14 дней, не испрашивая предварительно разрешение Высшей церковной власти; на более же продолжительный срок архиереи испрашивают таковое разрешение в установленном порядке.

25. Содержание епархиальных архиереев определяется Священным Синодом. При оставлении службы им назначается пенсия, в соответствии с "Положением о церковных пенсиях".

26. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

Епархиальное собрание

27. Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание.

28. Епархиальное собрание состоит из равного числа представителей клира и мирян (мужчин, женщин, молодежи).

29. Епархиальные собрания созываются правящим архиереем не реже одного раза в год.

Процедура избрания членов Епархиального собрания устанавливается епархиальной властью.

30. Епархиальное собрание:

а) избирает делегатов на Поместный Собор;
б) избирает членов Епархиального совета;
в) создает необходимые епархиальные учреждения и заботится об их финансовом обеспечении;
г) вырабатывает общеепархиальные правила и предписания в соответствии с соборными постановлениями и решениями Священного Синода;
д) наблюдает за течением епархиальной жизни;
е) заслушивает сообщения епархиального начальства о состоянии епархии, о работе епархиальных учреждений, о жизни монастырей и принимает по ним решения.
31. Председателем Епархиального собрания является правящий архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по указанию председателя. Секретарь ответственен за подготовку журналов заседаний Епархиального собрания.

32. Кворум собрания составляет большинство (более половины) членов. Решения принимаются большинством голосов. В случае равенства преобладает голос председательствующего.

33. Епархиальное собрание работает в соответствии с принятым регламентом.

34. Журналы заседаний Епархиального собрания подписывают председатель, его заместитель, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

Епархиальный совет

35. Епархиальный совет образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год.

36. Председателем Епархиального совета является правящий архиерей.

37. Епархиальный совет заседает регулярно, не реже одного раза в квартал.

38. Кворум совета составляет большинство его членов.

39. Совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем.

40. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом.

41. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета.

Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний.

42. Если при разборе дела возникает разногласие, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя.

43. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами.

44. В обязанности Епархиального совета входит:

а) выполнение относящихся к его компетенции решений Епархиального собрания;
б) подготовка заседаний Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня;
в) представление Епархиальному собранию своих годовых отчетов;
г) заботы об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов;
д) определение границ благочиний, а при необходимости и приходов;
е) рассмотрение отчетов благочинных и принятие по ним соответствующих решений;
ж) наблюдение за деятельностью приходских советов;
з) ревизия епархиальных учреждений;
и) рассмотрение планов на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов;
к) ведение описи храмов, молитвенных домов, часовен и иного имущества, находящегося в церковном ведении;
л) забота об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;
м) обсуждение приготовительных мероприятий к юбилеям, общеепархиальным празднованиям и иным важным событиям;
н) любое другое дело, которое правящий архиерей направит в Епархиальный совет для его решения или для изучения с целью предоставления ему необходимых рекомендаций.
45. Епархиальный совет обладает правами церковного суда первой инстанции.

46. Члены Епархиального совета, имеющие личный интерес к расследуемому делу или состоящие в родстве с подсудимым, судить не могут. В таком случае Епархиальный совет принимает соответствующее решение.

47. Решения по судебным делам принимаются большинством голосов. Голосование начинается с самого молодого члена совета. Если член совета не согласен с принятым решением, он имеет право письменно изложить свое мнение. Отдельные мнения при объявлении решения не оглашаются.

48. Решения епархиального суда могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда.

49. Решения по судебным вопросам сразу же заносятся в протоколы, которые подписывают все члены совета, участвовавшие в судебном разбирательстве.

50. Епархиальный совет компетентен судить о делах по обвинению клириков и мирян в неправославной вере, в нарушениях канонических и нравственных норм, а также о проблемах церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами, обо всех иных вопросах, имеющих отношение к церковному правопорядку.

51. Епархиальный совет осуществляет право церковного суда в соответствии с принятой в Русской Православной Церкви процедурой церковного судопроизводства.

Епархиальные управления и иные Епархиальные учреждения

52. Епархиальные управления и иные Епархиальные учреждения призваны помогать архиерею в осуществлении им исполнительной власти. Архиерей имеет высшее начальственное наблюдение за их работой и назначает сотрудников, согласно штатному расписанию.

53. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных Епархиальных учреждений, регламентируется синодально утвержденными положениями и архиерейскими распоряжениями.

54. Каждое Епархиальное управление должно иметь епархиальный архив.

Благочиния

55. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем.

56. Границы благочиний и их наименование определяются архиереем с Епархиальным советом.

57. В обязанности благочинного входит:

а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих;
б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди;
в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти;
г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов;
д) советы духовенству как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни;
е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею;
ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея;
з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян;
и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов;
к) предоставление отпусков духовенству на срок не более одной недели;
л) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей;
м) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий на предмет соответствия проводимых работ утвержденной в установленном порядке и одобренной епархиальными властями проектно-сметной документации;
н) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства;
о) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.
58. В осуществлении своих обязанностей благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.

59. По указанию правящего архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания, благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

60. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

61. Ежегодно благочинный представляет правящему архиерею по установленной форме отчет о состоянии благочиния и о своей работе.

62. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются правящим архиереем, и архив.

63. Деятельность благочинного финансируется из общеепархиальных средств.

VIII. Приходы

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Такая община составляет часть епархии, находится под каноническим управлением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

2. Приходская община образуется по добровольному согласию не менее 20 верующих граждан и регистрируется гражданскими властями на основании поданного заявления в установленном законом порядке.

3. Зарегистрированная община приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приходская община может получить от местных государственных органов в бесплатное пользование предоставляемый ей храм, церковную утварь и иное имущество, в таком случае она несет ответственность за сохранение этого имущества.

5. В установленном порядке приход может арендовать, а также строить или покупать в собственность дома и помещения для своих нужд, равно как и приобретать в собственность необходимое другое имущество.

6. В случае прекращения существования прихода распоряжение принадлежащей ему собственностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством при участии епархиальных властей.

7. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устраиваются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

8. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия.

Настоятель

9. Во главе каждой приходской общины стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.

10. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и настоящего Устава.

11. В обязанности настоятеля, в частности, входит:

а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного устава и указаниями священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) созыв совместно с Приходским советом Приходского собрания;
е) председательствование на заседаниях Приходского собрания;
ж) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания;
з) предоставление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода и о своей деятельности;
и) осуществление официальной церковной деятельности;
к) ведение богослужебного журнала;
л) хранение приходского архива;
м) выдача удостоверений по просьбе отдельных лиц о крещении и браке.
12. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.

Причт

13. Приходской причт определяется в составе: священника, диакона и псаломщика. Число членов причта может быть епархиальной властью увеличено или сокращено по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами; во всяком случае причт должен состоять не менее, как из двух лиц, священника и псаломщика.

Примечание: Должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

14. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

15. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника, необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;
б) иметь совершеннолетний возраст;
в) необходимые нравственные качества;
г) достаточную богословскую подготовку;
д) свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;
е) не состоять под церковным или гражданским судом;
ж) подписать церковную присягу.
16. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по прошению, по суду или по церковной целесообразности.

17. Обязанности членов причта определяются церковными правилами и распоряжениями Высшей церковной власти.

18. Приходской причт ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.

19. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.

20. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.

21. В соответствии с 13 правилом IV Вселенского Собора, священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.

Прихожане

22. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.

23. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедываться и причащаться, соблюдать церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.

24. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.

Приходское собрание

25. Членами Приходского собрания зарегистрированного государственными органами прихода являются клирики и миряне, члены данного прихода, достигшие 18-летнего возраста, доброй христианской нравственности, состоящие в церковном общении и не находящиеся под церковным или гражданским судом.

26. Председателем Приходского собрания избирается настоятель, который по своей должности - непременный член прихода.

27. Принятие новых членов в состав Приходского собрания, равно как и выход из него, осуществляется посредством решения, принимаемого собранием в ответ на соответствующее прошение желающего.

Приходское собрание может вывести кого-либо из числа своих членов, если большинством будет признано несоответствие такого лица занимаемому им положению.

28. Приходское собрание созывается настоятелем совместно с Приходским советом регулярно, не реже одного раза в полгода, с предварительным уведомлением о том местных государственных органов.

29. Собрание работает на основании повестки дня, представляемой настоятелем совместно с Приходским советом.

30. Настоятель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

31. Решения принимаются простым большинством. В случае равенства голосов, в силу вступает решение, к которому присоединяется председатель.

32. Приходское собрание избирает из своей Среды секретаря, ответственного за составление протокола заседания.

33. Протокол заседания подписывается настоятелем, секретарем и пятью избираемыми для этого членами собрания.

34. Решения Приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.

35. Постановления Приходского собрания в копии, заверенной председателем и секретарем, отсылаются в Епархиальное управление.

36. В обязанности Приходского собрания входит:

а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;
б) ответственность за сохранность полученного от государства и приобретенного иным способом имущества;
в) распоряжение имуществом, принадлежащим приходу;
г) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;
д) забота о состоянии церковного пения;
е) планирование хозяйственной деятельности прихода;
ж) утверждение годового бюджета, включая определение размеров отчислений на общецерковные, епархиальные, патриотические, внутриприходские и иные благотворительные цели;
з) утверждение планов и проектно-сметной документации на строительство и ремонт храма и иных приходских помещений;
и) определение содержания членам причта;
к) избрание из числа своих членов Приходского совета и Ревизионной комиссии;
л) определение содержания членам Приходского совета;
м) определение порядка работы Приходского совета;
н) рассмотрение и утверждение деловых и финансовых отчетов Приходского совета и представление их Епархиальному управлению;
о) рассмотрение и утверждение ответов Ревизионной комиссии;
п) изыскание средств на нужды прихода;
р) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;
с) утверждение штатного расписания;
т) рассмотрение жалоб на членов Приходского совета и Ревизионной комиссии и представление их Епархиальному управлению;
у) рассмотрение жалоб на настоятеля и других членов клира.
Примечание: В случае поступления жалобы на настоятеля, она разбирается Приходским собранием под председательством благочинного.

Приходской совет

37. Приходской совет является исполнительным органом Приходского собрания и как таковой подотчетен ему.

38. Приходской совет состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых Приходским собранием из нравственно безупречных и активных своих членов, клириков или мирян, сроком на три года. Приходское собрание имеет право продлить или сократить этот срок.

39. В период между заседаниями Приходского собрания Приходской совет:

а) несет ответственность за сохранность храма, иных церковных помещений и имущества;
б) осуществляет решения Приходского собрания;
в) решает текущие хозяйственные вопросы;
г) осуществляет строительство и ремонты в соответствии с планами и проектно-сметной документацией, утвержденной Приходским собранием;
д) ответственно распоряжается денежными средствами в пределах бюджета, утвержденного Приходским собранием;
е) осуществляет правильный учет этих средств;
ж) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений;
з) приобретает потребное для прихода имущество;
и) предоставляет жилплощадь членам клира в тех случаях, когда таковые в ней нуждаются;
к) ведет соответствующий учет имущества;
л) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;
м) по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием, принимает и увольняет церковных служащих;
н) по указанию Приходского собрания выступает в гражданских правоотношениях, от имени прихода заключает договоры, вступает в обязательства, представляет приход в суде.
Примечание: Приходское собрание имеет право в случае необходимости поручить обязанности по защите интересов прихода в суде или в деловых отношениях с гражданскими организациями любому своему полноправному члену.

40. Приходской совет:

а) совместно с настоятелем созывает Приходское собрание и готовит дела к его рассмотрению;
б) представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы своей хозяйственной деятельности, включая предложения по ремонтно-строительным работам, и проект годового бюджета;
в) представляет Приходскому собранию свои деловые и финансовые отчеты.
41. Председатель Приходского совета ответственен как за осуществление советом постановлений Приходского собрания, так и за исполнение им иных обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом.

42. Председателем Приходского совета может быть избран и настоятель.

43. Все официальные, исходящие от прихода бумаги подписываются настоятелем и председателем Приходского совета. В случае, если настоятель одновременно является председателем Приходского совета, вторая подпись принадлежит казначею.

Банковские счета, поручения и прочие финансовые документы подписываются председателем Приходского совета и казначеем.

44. Обязанности помощника председателя Приходского совета определяются Приходским собранием.

45. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя Приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.

Ревизионная комиссия

46. Приходское собрание избирает из числа своих членов Ревизионную комиссию в составе председателя и двух членов сроком на три года. Приходское собрание имеет право продлить или сократить этот срок.

47. Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию.

48. Члены Ревизионной комиссии не могут находиться в родстве или духовном свойстве с настоятелем или членами Приходского собрания.

49. В обязанности Ревизионной комиссии входит:

а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходно-расходных книг;
б) наблюдение за состоянием имущества;
в) ежегодная инвентаризация;
г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.
50. О проведенных проверках Ревизионная комиссия составляет акты и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание Приходского собрания.

При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций Приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.

51. Если ревизия обнаружила нехватку или повреждение имущества, переданного государством приходу в безвозмездное пользование, Приходское собрание направляет материалы ревизии исполкому местного Совета народных депутатов.

52. В случае переизбрания всего состава Приходского совета, равно как и в случае переизбрания или смерти председателя Приходского совета, Приходское собрание образует специальную трехчленную комиссию, которая составляет акт о наличии денежных средств и приходского имущества. Приходской совет или его председатель принимает материальные ценности на основании такового акта.

IX. Монастыри

1. Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из лиц монашеского звания, объединенных посредством обетов целомудрия, нестяжания и послушания и посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни.

2. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху и Священному Синоду, которые действуют на основании представления епархиальных архиереев. Регистрация монашеской общины осуществляется Советом по делам религий при Совете Министров СССР в соответствии с установленным порядком.

3. Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением Священного Синода с соблюдением канонической процедуры.

4. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха или тех синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое наблюдение и управление.

5. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

6. Монастырская община может получить от местных государственных органов в бесплатное пользование храмы, церковную утварь и, в установленном порядке, жилые помещения и хозяйственные постройки и несет ответственность за сохранность этого имущества.

7. В установленном законом порядке монастырь может арендовать, строить или покупать в собственность дома или иные помещения для своих нужд, арендовать участок земли и приобретать в собственность необходимое имущество.

8. Все монастыри Русской Православной Церкви являются общежительными. Они пополняются по благословению правящего архиерея лицами православного вероисповедания, достигшими совершеннолетия и желающими вести монашеский образ жизни.

9. Монастыри управляются и живут согласно "Положению о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви".

Примечание: У монастыря может быть свой устав, отражающий его специфику. Монастырские уставы должны находиться в полном соответствии с "Положением" и быть одобрены Священным Синодом.

10. Монастыри могут иметь подворья. Подворьем называется храм с относящимися к нему жилыми и иными помещениями, состоящий в ведении монастыря и находящийся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется "Положением о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви" и уставом того монастыря, к каковому данное подворье принадлежит. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. За богослужением в храме подворья возносится как имя правящего архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

11. В случае прекращения существования монастыря распоряжение принадлежащей ему собственностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством при участии церковной власти.

X. Духовные школы

1. Духовными школами Русской Православной Церкви являются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающие священно-церковнослужителей, богословов и церковных работников.

2. Духовные школы состоят под начальственным наблюдением Патриарха, осуществляемым через Учебный комитет.

3. Канонически они входят в юрисдикцию того правящего архиерея, на территории епархии которого находятся.

4. Почин создания духовных школ принадлежит Патриарху совместно со Священным Синодом и епархиальным архиереем, которые ходатайствуют перед соответствующими гражданскими властями о их регистрации Советом по делам религий при Совете Министров СССР в соответствии с установленным порядком.

5. Духовная школа в лице материально ответственных должностных лиц может получить от местных государственных органов в бесплатное пользование предоставляемый ей храм, церковную утварь, библиотеку и иное имущество и несет ответственность перед законом о сохранении этого имущества.

6. В установленном законом порядке духовная школа может арендовать, строить или покупать в собственность дома или иные помещения для своих нужд, а также приобретать в собственность необходимый инвентарь, оборудование и иное имущество.

7. Духовные школы управляются и осуществляют свою деятельность на основании "Устава духовных школ Русской Православной Церкви".

8. В случае прекращения существования духовной школы принадлежащее ей имущество распределяется в соответствии с действующим законодательством при участии церковной власти.

XI. Заграничные учреждения

1. За пределами государственной границы СССР Русская Православная Церковь имеет экзархаты, епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья.

2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями через Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата.

3. Заграничные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом, насколько он соответствует местным условиям, существующими в каждой стране законами, относящимися к Церкви, и своими собственными уставами, которые должны быть синодально утверждены.

4. Находящиеся за рубежом миссии, представительства и подворья являются ставропигиями и как таковые канонически подчинены Патриарху. Они учреждаются и упраздняются решением Священного Синода и осуществляют свое служение в соответствии с целями и задачами внешней деятельности Русской Православной Церкви под руководством Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриарха.

5. Руководители и ответственные сотрудники заграничных учреждений назначаются Священным Синодом по представлению Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

XII. Финансы и имущество

1. Русская Православная Церковь обеспечивает удовлетворение своих материальных потребностей на основе самофинансирования.

2. Ее денежные средства образуются за счет добровольных пожертвований верующих, оплаты церковных треб и продажи предметов, производимых церковными предприятиями.

3. Центральный церковный бюджет формируется за счет средств, отчисляемых епархиями, ставропигиальными монастырями, за счет продажи церковной литературы и предметов, производимых синодальными учреждениями.

4. Распорядителем общецерковных финансов в пределах бюджета является Патриарх со Священным Синодом.

5. Распорядителем денежных средств Московской Патриархии является Патриарх.

6. Синодальные учреждения финансируются из общецерковных средств или путем самофинансирования.

7. Распорядителями средств синодальных учреждений в пределах бюджетов являются их руководители.

8. Епархиальные бюджеты формируются за счет отчислений приходов и монастырей. В тех епархиях, где существуют местные мастерские, производящие свечи, церковную утварь и т.п., бюджет пополняется также и за счет прибыли этих учреждений.

9. Распорядителем общеепархиальных средств в пределах бюджета является правящий архиерей.

10. Денежные средства прихода составляются из добровольных пожертвований верующих, из оплаты церковных треб, из выручки от продажи свечей и иных предметов, производимых церковными предприятиями и мастерскими, а также церковной литературы.

11. Распорядителями финансовых средств в пределах приходского бюджета является председатель Приходского совета совместно с членами совета.

12. Денежные средства монастырей образуются аналогично приходским. Распорядителем этих средств в пределах бюджета, утвержденного правящим архиереем, является наместник или настоятель (настоятельница) монастыря.

13. Духовные школы финансируются из общецерковных средств, а также посредством добровольных отчислений правящих архиереев и пожертвований.

14. Смета духовных школ утверждается Священным Синодом.

15. Распорядителем финансовых средств духовных школ в пределах сметы является ректор.

16. Заграничные учреждения обеспечивают себя средствами в соответствии со своими возможностями и законами тех стран, на территории которых они находятся.

17. Заграничные учреждения могут получать дотации из общецерковных средств. Размер годовых дотаций устанавливается Отделом внешних церковных сношений и утверждается Священным Синодом.

18. Церковные суммы вносятся на хранение в банк на имя соответствующего церковного учреждения и получаются по чекам за подписью распорядителей кредитов.

19. Священный Синод имеет право финансовой ревизии общецерковных и епархиальных средств. Для осуществления такой ревизии им создается специальная синодальная Ревизионная комиссия.

20. Финансовая ревизия ставропигиальных монастырей осуществляется Ревизионной комиссией, назначаемой Патриархом.

21. Финансовая ревизия епархиальных монастырей, епархиальных учреждений и приходов проводится, по указанию правящего архиерея, Ревизионной комиссией, назначаемой епархиальной властью.

22. Приходские ревизионные комиссии действуют в соответствии с пп. 46-52 раздела VIII настоящего Устава.

23. Существующие церковные центры, монастыри, духовные школы и приходы могут получить от местных государственных органов в бесплатное пользование предоставляемое им имущество. В таком случае они ответственны за его сохранность.

24. В соответствии с действующим законодательством эти же церковные организации и учреждения могут арендовать, строить и приобретать в собственность дома и иные помещения для своих нужд, а также иное имущество. утвержденного правящим архиереем, является наместник или настоятель (настоятельница) монастыря.

13. Духовные школы финансируются из общецерковных средств, а также посредством добровольных отчислений правящих архиереев и пожертвований.

14. Смета духовных школ утверждается Священным Синодом.

15. Распорядителем финансовых средств духовных школ в пределах сметы является ректор.

16. Заграничные учреждения обеспечивают себя средствами в соответствии со своими возможностями и законами тех стран, на территории которых они находятся.

17. Заграничные учреждения могут получать дотации из общецерковных средств. Размер годовых дотаций устанавливается Отделом внешних церковных сношений и утверждается Священным Синодом.

18. Церковные суммы вносятся на хранение в банк на имя соответствующего церковного учреждения и получаются по чекам за подписью распорядителей кредитов.

19. Священный Синод имеет право финансовой ревизии общецерковных и епархиальных средств. Для осуществления такой ревизии им создается специальная синодальная Ревизионная комиссия.

20. Финансовая ревизия ставропигиальных монастырей осуществляется Ревизионной комиссией, назначаемой Патриархом.

21. Финансовая ревизия епархиальных монастырей, епархиальных учреждений и приходов проводится, по указанию правящего архиерея, Ревизионной комиссией, назначаемой епархиальной властью.

22. Приходские ревизионные комиссии действуют в соответствии с пп. 46-52 раздела VIII настоящего Устава.

23. Существующие церковные центры, монастыри, духовные школы и приходы могут получить от местных государственных органов в бесплатное пользование предоставляемое им имущество. В таком случае они ответственны за его сохранность.

24. В соответствии с действующим законодательством эти же церковные организации и учреждения могут арендовать, строить и приобретать в собственность дома и иные помещения для своих нужд, а также иное имущество.

25. Управление церковным имуществом производится материально ответственными лицами в соответствии с законом и положениями настоящего Устава.

26. Имущество, находящееся в церковном ведении, подлежит учету и государственному страхованию.

27. В установленном законом порядке церковные центры могут производить свечи и иные предметы церковного употребления.

Продажа в храмах свечей и предметов церковного употребления, приобретенных и произведенных вне Церкви, запрещена и наказуема.

XIII. О пенсионном обеспечении

1. Русская Православная Церковь осуществляет пенсионное обеспечение в соответствии с "Положением о церковных пенсиях".

2. Церковные работники получают в установленном порядке государственную пенсию, если они работают в церковных организациях по трудовому договору, заключенному при участии профсоюзных органов.

XIV. О печатях и штампах

1. Патриарх и правящие архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.

2. Священный Синод имеет штамп и круглую печать с надписью "Московский Патриарх - Священный Синод".

3. Штамп и круглую печать имеют: синодальные учреждения, епархиальные управления, монастыри, духовные школы, благочинные, приходы и зарубежные учреждения.

XV. Об изменениях настоящего Устава

1. Настоящий Устав имеет силу для всей Русской Православной Церкви.

2. Действовавшее до принятия настоящего Устава "Положение об управлении Русской Православной Церкви" отменяется.

3. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором.

Мы рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите
Н.Ардабьевский