Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

ВОПРОС:

Как можно понимать вторую заповедь Бога нашего, меня интересуют именно слова... Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой... еще раз- Никакого изображения того, что на небе вверху, то есть, я так понимаю не делать изображения Бога? Да не только Его, но вообще никаких изображений. А после еще сказано ...'не поклоняйся им'... то есть я так понимаю нельзя не только изображать, но и поклоняться иконам. Ведь иконы и есть изображения(идолы), о которых говорит Бог? Еще хотел бы спросить Вас по поводу другой книги- Аввакум 2:18-20. Именно: ... Такому человеку не поможет его идол, потому, что это всего лишь статуя, покрытая металлом. Это лишь статуя. Поэтому человек, который ее сделал, не может ожидать от нее помощи. Она даже говорить не умеет! Горе будет тому, кто говорит деревянной статуе:'Оживи!'. Горе будет тому, кто говорит без молвному камню: 'Проснись!'. Это изваяние не может ему помочь. Оно покрыто золотом и серебром, но нет в нем жизни. Но Господь- в Своем святом храме:да будет молчаливой земля перед ним!' То есть, если я правильно понимаю, мне будет горе, если я буду обращаться к иконе? Потом пророк Исаия 2:8 'Земля твоя наполнилась идолами, и люди поклоняются делу рук своих, тому, что сами сделали! Все хуже и хуже становятся люди, они унизили себя. И ТЫ не простишь их, о Боже!' То есть получается, что если я поклоняюсь иконе я унизил себя и Бог меня не простит? Также Исаия 2:20. В Левите 19:4 Бог Говорит:'Не поклоняйтесь идолам и не делайте себе литых богов. Я Господь, Бог Ваш!' Это Говорит Бог!? Как же Числа 33:52? Пс. 31:6 (30-7) 'Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю'. Пс. 115:4 (113-12) 'А их идолы--серебро и золото, дело рук человеческих'.
    Так можно продолжать бесконечно. Я так понимаю Бог запрещает делать изображения и поклоняться им, и это Ему очень не нравится. Получается это грех? Радик

ОТВЕТ:

Ветхозаветная заповедь, запрещающая «сотворять кумира» (См. Исх. 20, 4-5), возбраняет идолы богов языческих, а не изображения, напоминающие и славящие истинного Бога. В ветхозаветном Храме был Ковчег Завета и образа херувимов (См. Исх. 25, 8-10; 17-21; 26, 1. 31 и др.). И хотя сейчас, как было предсказано (См. Иер. 3, 16), нет Ковчега Завета, но то, что он был, доказывает допустимость в принципе вещественной святыни, которой подобает внешнее почитание (См. Ис. Нав. 7, 6). Иконам, ради их напоминательного значения, а не по сущности, подобает воздавать, по определению VII Вселенского Собора, «лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение (latria), которое по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству» («Деяния Вселенских Соборов», Казань, 1891, т. VII, стр. 285 \ DS 601). Также Писание свидетельствует о чуде от мощей св. прор. Елисея (См. IV Цар. 13, 20-21) и от одежд св. прор. Илии (См. IV Цар. 2, 14) и св. ап. Павла (См. Деян. 19, 12).
Напоминаю также, что ветхозаветный запрет был дан, во-первых, до Боговоплощения, когда Бог стал видим в Своем Сыне, во-вторых, до дарования Нового Завета, упразднившего обрядовый Моисеев закон. Для христианина иконоборчество есть непозволительное жидовствование.

S
25.11.06

ОТВЕТ:

    Полностью согласен с мнением автора предыдущего ответа.
    И хотел бы добавить свою, хоть и неканоническую версию ответа.
    Те кто считает почитание икон идолопоклонством, такое впечатление, что у них не хватает абстрактного и логического мышления. Если понимать буквально слова: 'Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли', то выходит, что нельзя рисовать, фотографировать не только иконы, а вообще ничего. (Кстати у некоторых мусульман был и остается запрет на изображение человека, животных, поэтому у крымских татар, например, был очень развит орнамент, потому - что больше ничего нельзя было рисовать.) Тем не менее, весь мир рисует и фотографирует. И у автора вопроса наверняка на стенах дома или в альбомах фотографии любимых родственников, друзей, знакомых. Так что все погрязли в идолопоклонстве?
    Почему же тогда в Библии прописана такая жесткая норма, запрещающая делать изображения? Видимо тогда у людей психология была другая, народ был очень склонен к идолопоклонству, и как только видел какое - то изображение, сразу падал на колени и начинал поклоняться. И это подтверждается в контексте всей Библии. Евреи были непослушны Богу, жестковыйны и т.д., постоянно скатывались в сторону идолопоклонства.
    Теперь рассмотрим в контексте истории. В первые века нашей эры тоже возникали христианские течения, которые призывали бороться с иконами (иконоборцы), тем не менее, эти течения не возглавенствовали в церкви, а наши предки, я думаю, были не глупее и веры было у них не меньше, чем у нас с Вами. Так что баптисты и другие протестанты не первые, кто 'прозрел' (открыл глаза на эту заповедь). Итак иконы остались. В Библии сказано, что на сем камне создам церковь и врата ада не одолеют ее, то есть, если иконы=идолопоклонству, значит церковь в нем погрязла и врата ада одолели ее, а это противоречит Писанию.
    Следующий очень важный вопрос: Что же такое идолопоклонство? Я так понимаю, что по мнению протестантов, это само наличие икон и скульптур, а также когда перед иконами кланяются, становятся на колени и целуют. По этой логике, человек, придя посетить могилку дорогого умершего человека, скорбно наклонившись, прослезившись перед памятником с фотографией, является идолопоклонником, а памятник и фотография - идолом. Или соскучившись по любимому мужу, сыну, расчувствовавшись, прослезившись и поцеловав его портрет, человек тоже идет в разряд идолопоклонников. Если это не так, то где же грань, отделяющая от этого греха?
    Так вот, грех идолопоклонства находится в душе человека. Идолов, таких как власть, деньги, слава и т.д. т.п., хватает и без икон, надо бороться с ними, а не с иконами. 

A.K.
2.12.06

О Т В Е Т:

Очень интересно читать жития святых 1-4го века, как они объясняли идолопоклонникам: почему им надо верить не идолам, а живому Богу. Это куда более интересно, чем придумывать что то заново, свое собственное мнение. Ведь распространению христианства препятствовали идолы. Это надо было умудриться - с одной стороны - утвердить иконы и с другой стороны - бороться с идолопоклонством, кто не согласится. Ну и нужно расшифровать эти объяснения, потому что они покрыты пылью веков. Т.е. рассудить. Во многих житиях читаем "идолы не могут ни ходить, ни слушать, ни даже встать сидящему идолу и сделать что-то". Почему идолы не могли ни ходить ни встать. У пророка Давида читаем -
"Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих: Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют, Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня."  (113 Пс.)
Тут в чем суть. Идолы - это была магия. В магии заклинания менять нельзя. Нельзя было ничего изменять в магии. Т.е. эдакая каноничность. Идол который сидит - у него и вся сила была в том, что он сидит. Т.е. он канонично сидит. А Бог - Он может как угодно находиться. Может ходить, может жевать с мытарями и грешниками вино пить. Что Он хочет то и делает. В этом Он неограничен абсолютно. Бог есть упование каждой души человеческой - потому что душа человеческая бесконечная, и Бог бесконечен. Только бесконечный Бог может удовлетворить бесконечную душу человеческую. Ничего константного удовлетворить бесконечное неможет. Бесконечность может удовлетворить только бесконечность. Поэтому конечная эта магия, эти идолы - они настолько конечные, что бросалось в глаза, и язычники оживали, обращались постепенно толпами в христианство.
Т.е. Бог может изменять законы, а идолы повиновались законам. Вот что бросалось в глаза. Бог может взять и грешника простить. Ни с того ни с сего. Вот так вот. Вопреки всему - взял и помиловал. Или в ад послать. "Бойтесь не уивающего тело, бойтесь Того кто может душу послать в геену огненную". Ему так захотелось. Он Царь Вседержитель. Царь кого хотел того и миловал. Поэтому это так и привлекательно. Т.к. изначально человек создавался именно для Бога и человек способен своего Творца узнать, Господь есть жених для Церкви для всех душ человеческих.
Тем не менее известно что Господь воплотился. Автор же вопроса не сомневается в том, что Бог воплотился. Или его это не устраивает? Шутка. Конечно всех это устраивает, без этого невозможно было бы никому спастись. Тем не менее никто же не ропщет, что вот мол ты бесконечный и живой Бог воплотился в такого конечного и непривлекательного человека. Ведь диавол почему восстал на человека? Почему его называют человекоубийцей от века (т.е. первым кто придумал убийство человека)? Потому что ему не понравилось именно эта, как ему показалось конечность и ограниченность. Поэтому те, кто восстает на то, что это нехорошо видите ли что Бог такой ограниченный из-за того что воплотился в человека - те приобщаются к вышеупомянутой личности.
Между тем ропот на то, чтоб иметь иконы - это отголосок именно того ропота на боговоплощение. Если Бог воплотился, почему не может воплотиться и благодать, присущая Богу? Этот вопрос никогда никем из протестантов не рассматривался, потому что они не имеют корней христианства и отпали от дерева Церкви как ветка, не имеющая живительного сока. Фотографии - присущи человеку а не Богу. Тем не менее Богу пришлось смириться, чтоб воплотиться в человека, значит Ему автоматически приходится смиряться со всем, что этому сопутствует - одежде (зачем она Ему нужна), пище, фотографиям, языковой речи, книжкам и СОБСТВЕННОСТИ. Человек сам виноват. Не согрешил бы - не унижал бы так Бога. А теперь еще и ропщет. Ну а если телу Христову была свойственна благодать (евангельский сюжеты, когда прикосновением к Нему исцелялись), то и всем вещам Его соответственно подобает иметь благодать. Это же Его вещи. Значит Он их заработал, они толь ко Ему лично принадлежат. Значит что то особенное начинает тво
 риться в этих вещах. Не может же Господь пользоваться обыкновенными вещами. Если б Он мог пользоваться обычными вещами - тогда бы Он воплотился не от Девы Марии, а от простой женщины. Какая разница? Материя типа везде одна. Нет. Господь заработал свою Мать, и теперь это - Его Мать а не чья то другая. Все. Она пинадлежит только Ему. Это его СОБСТВЕННОСТЬ. Это Его Мать шила Ему вещи. Хитон например, который не могли разодрать воины под крестом и метали о нем жребий. Т.е. с материей не все так просто. Материя которая принадлежит Господу - это не простая, это особая материя. Это и было замечено сразу христианами с первых же веков. Это не теория - это факт. Мощи святых есть ТОЛЬКО в православной Церкви. Можете их посмотреть, их очень много в лоне в православной Церкви. Нигде более. Т.е. СОБСТВЕННОСТЬ Христа отличается по свойству от простой материи. Материальная собственность. Т.к. вполотившись, ему хочешь не хочешь пришлось приобщиться и к этому - чтоб в минимальном размере, но
 как и любой царь иметь не просто государственную, но и свою личную с
обственность, предназначенную только для Него Самого - Свою личную ПЛОТЬ.
 Т.е. Господь в мир послал Святаго Духа, Утешителя, а Святой Дух всегда покоится на Христе. Кто в какой мере имеет частицу Христа - на том в той мере и покоится Святой Дух.
Т.е. те кто отвергает телесные святыни - тот отвергает воплощение. Разделяет подобно древним еретикам  Христа. Считает, что только душа у Христа была божественная, а тело не было божественным. Например, распятия Христа этот бы человек выбросил бы в мусорку тело Христово. Оно же не божественное, что с ним церемониться. Правильно? Т.е. борцы с иконами и со всеми святынями - это борцы с воплощением. Логично с этим было бороться до пришествия Христова - тогда люди не совсем понимали, что будет воплощение. А сейчас это - богоборчество.
И это нисколько не противоречит Богу - Бог захотел и воплотился. Захотел и дал благодать иконам. Что хочет то и делает. Но Он захочет - может всегда изменить что угодно, в отличие от идолов - который не могут ни услышать ни ходить, ни нюхать. И подобны им да будут творящие я и надеющиееся на ня. Т.е. это как кара Божия - кто творит идолы в наказание становится такой же как они - не услышит не увидит и не раскается.
Например, зависть не может ни слышать, ни видеть. Если есть возможность позавидовать - человек приверженной этой страсти не сможет ни увидеть ни услышать правильный вариант решения задачи, т.к. зависть его гонит завидовать и больше ничего не делать. Т.е. делатьвсе ТОЛЬКО в духе зависти.
Сребролюбие. Человек сребролюбивый - всем известно - слеп, нем, глух. Он как раб собирает только одно - капитал. Он не может какое то новое постороннее движение живое сделать. Это притча во языцех у всех народов в фольклере. Гордость. Человек гордый - не может делать какие то поступки противоречащие гордости.
Ну а человек чтущий идола изваянного из камня. Если идол - не подделка, то в нем сидит бес. И человек слушает и исполняет ту линию, которую ему внушает этот бес. А бесы разные бывают - бес гордости, бес тщеславия, бес блуда. Т.е. у всех разная специализация. И они в древности соревновались. Сколько бесов было в аду - столько они старались подтолкнуть людей сделать идолов на земле.
Но. Если обращаясь к идолу мы обращаемся к бесу, который не имеет бесконечности, потому что специализируется на какой то отдельной страсти, ей служит. То обращаясь к иконе мы обращаемся к святому, который имеет "выход" на Бога, т.е. к источнику жизни, к бессмертию и неограниченности. К его частице Христа. "Из того же потекут источницы воднии, кто отведает той воды" - разговор Христа с самарянкой. Или к самому Богу. Например обращаясь ко Христу к чему обращались люди? К материи. К уху, которое состояло из электронов, протонов и нейтронов. Так чем ухо Христа отличается от иконы? Разве Бог не волен и тем и другим слушать? Что хочет то и делает. Он Вседержитель. Он живой. Не идол. Имеет свою собственность. Люди сами заставили.
Но что такое страсть мы уже видели выше - страсть не имеет выход к бесконечности, она глуха слепа и нема. Поэтому бесы и не могли помочь людям. Не потому что они имели отвратительный моральный облик, а потому что они не имели выхода на Бога, на благодать, не имели выхода на бесконечность. Они имели только бесконечную смерть в своей страсти, которой служили и которая конечна - жуткое наказание от Бога, к которому приобщали всех своих последователей.

C.К.
31.1.07

Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.