Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

В О П Р О С Ы:

Среди моих родственников и знакомых, как живых, так и усопших есть православные христиане, христиане протестанского толка и некрещенные. С церковным поминовением все понятно, можно поминать только православных христиан. А вот с келейным понятно не совсем, если поминать или молиться то за кого и как? Например, как можно помянуть усопших некрещенных? Как молиться за живых протестантов и некрещенных (неверующих)? Как помянуть человека, скажем усопшего, если не имеешь достоверных сведений был ли он крещен или нет?

Могу ли я в Православном храме заказать службы о упокоении людей, в крещенности которых я не могу быть абсолютно уверен? Имею ввиду, в частности, деда и отца: с дедом вроде проще - он 1904 года рождения и, поэтому, вероятность того, что он был крещен высока, однако даже бабушка не уверена в этом вполне; отец же 1940 г/р ("не популярные" для Православия времена), я практически его не помню, но ряд косвенных свидетельств не позволяет мне исключить той возможности, что всё же он был крещен. р.Б. Виктор 

О Т В Е Т:

Ну, я не пупок в этом деле, не истина в последней инстанции, но могу поделиться личным опытом, что бы так сказать хоть как навести на мысль, противоречий к этому образу поминовения я еще ни где не встречал в официальных православных источниках. Утром и вечером поминаю живых, всех, как они есть подряд √ крещеных и некрещеных, верующих и неверующих, в основном стараюсь избегать молиться за людей далеких от Церкви, если они ко мне не имеют никакого прямого отношения (не родственники, не благодетели, не клиенты, например). Если человек сделал мне доброе дело √ молюсь за него, скажем, неделю утром и вечером, если он мне вдруг начал способствовать в чем-то и дальше √ то и дальше молюсь, пока, по моему мнению, я не воздам ему должное по своей мере сил и усердия. Раньше молился за всех знакомых, живых и усопших, но тут я, по-моему, палку перегнул, это не по моей мере. Почему я этого касаюсь так подробно за кого и сколько я молюсь (для объективного примера конечно, а не ради хв
 астовства), потому что когда молишься за некрещеного, особенно усопшего √ это уже некоторый подвиг, похожий на подвиг молитвы за того, кто тебе ничего не должен а ты молишься за него. Если ты молишься за человека, а тот тебе что-то должен, ты можешь сказать √ он мне должен и я ему отдаю долг. И тогда тебя лукавый за подвижника считать не будет, говоря церковным языком, и тебе будет более или менее спокойно. А вот если он тебе ничего не должен объективно, или не крещен (т.е. должен лукавому намного больше, чем тебе), то тогда лукавый, от которого я буду этого человека отмаливать, скажет, что это мол (на меня) монах он что ли, или человек высокой духовной жизни? И начнет мешать, что возможно перенести человеку высокой духовной жизни, но никак не возможно перенести мне (тяжелые искушения).
Поэтому я живых всех поминаю таким образом утром и вечером (вечером правда не всех, поскольку в вечернем правиле этого нет, а только тех, кто мне ближе всех и за кого молиться разумнее всех). На Псалтири, когда я ее читаю, после каждой ╚славы╩ поминаю только крещеных. Причем такая деталь. В Церкви я заказываю на литургии за здравие живых крещеных, но не отпавших от Церкви, а на псалтири поминаю (и еще заказываю на неусыпаемую псалтирь) отрекшуюся сестру, которая перешла в мормонскую церковь по недостатку веру, разумеется, чисто по материальным выгодам, т.к. там за посещение церкви большие материальные выгоды и она относится к этой церкви как к комсомольской организации, т.е. несерьезно, тем не менее, поелику она отреклась, перекрестилась, и хоть не верит в их церковь, но покаяния не приносила официально √ то ее как крещеную и еще не усопшую (еще может покаяться) я заказываю на неусыпаемую псалтирь в монастырях, и сам на псалтири поминаю, но за здравие на литургии заказывать не решаюсь, не советовали. И когда я нарушал этот запрет, по неведению тогда еще √ с ней произошел странный грех √ она пошла и причастилась в церкви просто ╚за компанию╩, как она объяснила, т.е. с улицы, только что зайдя без исповеди, спонтанно (в православной церкви), чтоб не казаться в компании белой вороной (она пришла с нашей мамой, которая туда затащила в храм на причастие ее (моей сестры) чад, ну и наверно сама мама тоже причащалась) я решил тогда, опираясь на этот случай, что возможно я ее как насильно ╚тащил╩ в церковь поминая ее как не должно, так она туда и пришла √ насильно и как не должно, и я прекратил заказывать в церкви на литургии (да будет известно между нами √ вот так вот ╚причаститься в православной практике √ тягчайший грех, кощунство). На молебнах тоже перестал поминать некрещеных, но сестру на молебнах поминаю.Усопших я поминаю утром и вечером всех (на всякий случай, кто их там разберет) с оговоркой: ╚Господи, не постави мне молитву сию во грех, Господи, да будет твоя святая воля о них╩. А потом продолжаю ╚р.Б. Иоанна, Антония и т.д.╩, но только уже по более жесткому сценарию. Поминаю только усопших родителей и тех усопших РОДСТВЕННИКОВ, дети и внуки и правнуки которых мне помогают или намерены помочь. Не обессудьте, я стал боязлив и пока не очухался от недавнего приключения. Отец жены оказался самоубийцей, а мне об этом не сказали, и я его поминал по всякому √ и на акафистах и на псалтири и в Церкви на литургии, везде короче, хотя человека в глаза не видел, в общем дошел до такого жуткого состояния, что у меня начались мысли к самоубийству (меня крестная заставила обливаться крещенской водой ежедневно с ног до головы и ладан во рту носить), через 9 месяцев этой жизни я от отчаяния лез во все дыры и узнал совершенно от постороннего человека про это дело а не от родственников жены, тут же помчался и снял его с поминовения в церкви, и хотя дело вечером было, мне в тот час же ощутимо стало легче, острая боль в сердце стала намного тупее, как будто что-то вытащили. А поминать я этого отца начал после того, как всего 12 раз вычитал канон мученику Уару за СВОЕГО некрещеного родного отца (это мое личное наблюдение, может я и мнителен, что это с этим связано), хоть я и брал на этот канон благословение у священника, мне, во всяком случае, потом, когда мои духовные близкие узнали √ пальцем у виска покрутили, мол, молитвенник нашелся, 7 лет после того как покрестился чихал на церковь, а потом вдруг молитвенником за 2,5 месяца решил стать. В общем я лично за некрещеного СВОЕГО отца читаю эти молитвы с этой оговоркой, меня уговорили, совесть, близкие, но канон мученику Уару я вот так подряд день за днем читать перестал, может 1-2-3 раза в год, хотя мой духовник мне это настрого запретил делать ни под каким видом (а монахиня знакомая напротив сказала, что я такая скотина должен за него читать этот канон, в общем, я уровнял мнения и читаю, но читаю редко), а отца жены и вообще перестал поминать, пока еще не зажили ╚раны╩ от таких подвигов, здесь, во всяком случае, просто выполняю указание своего духовника, он мне это дело запретил еще строже. А на псалтири, если я сомневаюсь, крещен человек или не крещен, на ╚славах╩ поминаю всех кого и утром вечером поминал, с теми же оговорками ╚не постави мне молитву сию во грех╩. Кстати и отца тоже поминаю там на псалтири, потому что у него на лбу не было написано, крещен он или нет, родился в 40м году, родители по всей видимости его были крещены (русские и родились до революции), может его бабка и покрестила, но точно я об этом не знаю, а кроме того он не исповедовал ни при ком что он крещеный, крестик не носил, в церковь не ходил, я считаю этого достаточно, чтобы в Церкви его нигде не поминать ни на Псалтири ни на литургии. В общем мое мнение √ поминать ╚сомнительных╩ усопших большим подвигом без вышеупомянутой оговорки, которая естественно в Церкви не произносится, а в Церкви кстати таких поминать вообще не подвиг а грех, поэтому их лучше в Церкви не поминать, а поминать келейно, и канон муч. Уару на моей практике √ очень большой подвиг и если вы решитесь на это (наверняка вас посоветуют) √ тогда держитесь, как говорится.

Д.К.
22.5.05

 Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.