Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

В О П Р О С:

Молодая пара состоит из католика и православной (или наоборот): 1. Возможно ли венчаться в католическом храме по католическому обряду? Останется ли такой обвенчанный православным с точки зрения Церкви? 2. Возможно ли венчаться в католическом храме по православному обряду? При каких обстоятельствах? Что для этого требуется? 3. Может ли католик венчаться с православной в православном храме? Или ему потребуется совершить православное крещение? 4. Возможно ли венчаться в православной церкви по католическому обряду, раз случается наоборот? 5. В чем основные различия православного и католического таинства венчания? 6. Бывает ли 'двойной' обряд венчания (православный и католический), например в один день и в одном храме, совершаемый разными священниками? Слышала, что такое случается за границей. Ваше отношение к этому? 7. Как бы вы посоветовали венчаться 'смешанной' паре? Или лучше принять веру одного из будущих супругов?

О Т В Е Т:

Некоторое подобие ответа написано довольно подробно в статье на сайте http://8ya.elkito-sd.ru/religious_3.html#6
Вот отрывок из статьи:
"...Здесь еще следует сказать о смешанных браках. Смешанным браком называется брак между православным и католиком, между православным и протестантом. Такие браки допускались Священным Синодом. Было специальное постановление Синода, которое допускало такие браки в том случае, если православная сторона получает согласие неправославной воспитывать своих детей в Православии. Только в том случае можно было заключить такой церковный брак в России, если протестантка-мать соглашалась, выходя замуж за православного, что дети будут крещены в Православие и будут ходить в Православную Церковь. И наоборот, если протестант - отец, то он все равно соглашается детей своих крестить в Православие. Есть замечательные примеры спасительности такого брака. Например, святая княгиня Елизавета Федоровна вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, будучи протестанткой, и их повенчали по двум обрядам: по православному и по протестантскому. Уже потом, прожив в этом браке семь лет, Елизавета Федоровна совершенно свободно, не испытывая давления со стороны своего мужа, сама приняла Православие и стала подвижницей Православной Церкви. Но тем не менее, несмотря на такие примеры, древняя Церковь не знала здесь никаких компромиссов. Она считала, что брак между православным и инославным невозможен потому, что истинный брак может быть только внутри Церкви. Если невозможно приступить к святой чаше вместе, значит, невозможно и таинство брака. И разрешение смешанных браков являлось и является в наше время существенным компромиссом, существенной уступкой, и такой брак тоже все равно не считается полноценным, и напрасно настаивают и думают некоторые, что это вполне хорошо и ничего здесь нет сомнительного. Соборы - Лаодикийский, Карфагенский, Халкидонский определяют, что подобные браки, заключенные по гражданскому закону, должны быть в Церкви расторгнуты как условие для принятия церковных таинств. Вступающий в такой брак не может быть допущен к евхаристии. Если православный человек женится на неправославной или православная девица выйдет замуж за неправославного, то она, таким образом, теряет возможность приступить к святой чаше. И если она хочет вернуться к евхаристической жизни, то должна расторгнуть свой брак как православная сторона. Тем более, конечно, это так в случае, когда православный человек женится или выходит замуж вообще за нехристианина. Такие браки запрещались еще апостольским правилом и считались предательством Церкви, предательством Христа и влекли за собой пожизненное отлучение от Церкви.
    В наличной нашей жизни церковной везде и всюду существуют всевозможные попустительства и всевозможные послабления, очень часто уже переходящие всякую меру компромисса. Тем не менее следует совершенно точно и твердо утверждать, что и в наше время брак с нехристианами во всяком случае совершенно невозможен и недопустим для православного человека. Это есть измена Церкви и выход из нее, и лучше для священников не дерзать на такие эксперименты и чрезмерные послабления. Это совершенно естественно: брак понимается Церковью как союз, как единство во Христе, как вечное единство в Царстве Божием. Какое же может быть единство с человеком, не имеющим даже веры во Христа? Каким может быть этот союз между людьми, которые не могут вместе причаститься, которые будут ходить в разные храмы? О каком единстве может быть речь между протестантом и православной, например? Это единство, конечно, будет сугубо временным, земным, и никакой полноты христианского брака здесь быть не может..."

G..
25.03.05

О Т В Е Т:

Поскольку я сама нахожусь в такой же ситуации, попробую ответить.
1. Венчаться-то возможно, из храма Вас католики не выгонят. Но Православная Церковь этот брак церковным не признает. Кроме того, если православный у католиков осознанно причастится, то он уже не православный, - а во время католического венчания, кажется, всегда дают облатку. Это надо уточнить у католика.
2. Главное, что нужно запомнить: совершить православное таинство может только православный священник (а католическое - только католический). И сослужить вместе они не могут. Православные служат в храмах других Церквей, если не имеют своего помещения (бывает такое за границей) - или если место представляет собой особенную святыню (например, храм свт. Николая в Бари, Италия). Но обычно все-таки католики служат в своих храмах, а православные - в своих.
3. Католик может венчаться с православной в православном храме. Креститься ему по-любому не надо, Православная Церковь признает католическое крещение и принимает католиков только через покаянную молитву. Но и это не нужно, если католик не хочет переходить в православие. Будет совершен обычный православный обряд венчания, но только при условии, что католическая сторона даст согласие на воспитание детей в православной вере.
4. Нет. И про "наоборот" никогда не слышала, но в православной церкви по католическому обряду венчать не будут точно. У нас же нет литургического общения, мы и молиться-то, собственно, вместе не можем. И потом, зачем такая мешанина? За границей не будет проблемы найти католический храм, а в России у католиков есть свои храмы.
5. Ну... различий много, но непонятно, Вас обрядовая сторона интересует или духовная? Найдите видео венчаний католиков и православных и посмотрите. Внешне они проходят очень по-разному.
6-7. Никогда не слышала и сильно сомневаюсь (см. пункт 4). Мое отношение - отрицательное. Причащаться эта пара потом тоже по очереди в двух Церквях будет? Церкви не винегрет, зачем их смешивать?
Если Вам важно Таинство - совершайте его в той Церкви, Таинства которой Вы признаете. Если важен обряд - тогда, собственно, венчание не имеет смысла. Это же не магия и не панацея, не гарантия счастливого брака. Это благословение Церковью Вашей семейной жизни - и получать его надо у той Церкви, к которой Вы принадлежите, а не "и у ваших и у наших".
То есть если оба брачующиеся - люди маловерующие, и венчаться собираются для галочки, я не знаю, что советовать.
Если кто-то один верующий, а другому все равно - наверное, надо уступить верующему. Для него это имеет значение. А вот переходить в другую веру нужно только тогда, когда понимаешь, что тебе это нужно. Просто в связи с браком менять веру не стоит. Даже если Вы к своей Церкви принадлежите лишь формально, переход в другую должен быть глубоко осознанным.
Если будущие супруги - оба люди верующие, то кто-то должен уступить. Считайте, что это начало взаимных уступок, на которые вам теперь придется идти всю жизнь.
У меня последний вариант: я - православная, постоянно хожу в храм; он - глубоко верующий католик. Брак в католической Церкви для меня неприемлем, поэтому собираемся венчаться в православной Церкви, у моего духовника, а детей договорились воспитывать православными. Бог даст, у нас все получится! Но мы оба знаем, что будет сложно.
Вот как-то так...

И еще G. писал про расторжение брака с неправославным. Да, таковы правила древней Церкви. Но сейчас _никто_ не будет заставлять верующую разводиться с неверующим. Да, невенчаными жить плохо. Но у Церкви не то отношение к семье, чтобы рушить ее, если один из супругов неверующий. Это непредставимо. Может, если православная сторона живет христианской жизнью, то и неверующий супруг посмотрит-посмотрит - и сам придет к вере. Может, еще и лучше будет, чем тот, кто с самого начала был православным. И такое бывает :)

Maria R.
31.5.9

В О П Р О С  -  О Т В Е Т:

Интересно, кто принял католичество или православие в браке Жоржа Дантеса(убийца А.С. Пушкина) и Екатерины Гончаровой(родной сестры жены А.С. Пушкина). А может и не принимали? Возможно ли это? Свадьба состоялась 10 января 1837 года(какой стиль мне не  известно). Венчание проходило по двум обрядам: католическому (в церкви Св. Екатерины) и православному (в Исаакиевском соборе). В 1936 году Леонид Гроссман опубликовал письмо Дантеса, адресованное Ивану Гагарину. В нём Дантес пишет, что его покойная жена приняла католичество, но, чтобы не огорчать родных, скрывала это. Ободовская и Дементьев, опираясь на слова Геккерна из письма Дмитрию Гончарову о смерти Екатерины Николаевны(15 октября 1843, Сульц, Франция): «она получила необходимую помощь, которую наша церковь могла оказать её вероисповеданию», считают, что сообщение Дантеса ложно. Они также отмечают, что о принятии Екатериной Николаевной католической веры ничего не сообщает в своих воспоминаниях её внук Луи Метман, не имевший причин скрывать этот факт.

Олег Ч.
2.11.13

 

 Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.