Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

В О П Р О С:

В спорах с верующими Иудеями о смысле пришествия Мессии я наткнулся на странный для меня момент. Ведь мы знаем что Господь пришел на землю освободить нас от рабства греху и смерти и власти сатаны. Но дело в том что в существование сатаны и его царства как противостоящего Царству Света иудеи просто напросто не верят.
На мою попытку привести пример из писания (к примеру из Бытия) об искушении прародителей в Раю змием (сатаной, падшим ангелом деницей) мне ответили , что кроме как о змие там речь ни о ком другом не идёт. Конечно же Евангелие для них это не источник информации и от туда примеры приводить не было смысла. А в ветхом завете я к сожалению конкретного ничего не нашел. Как быть?

О Т В Е Т:

    Вероятно, Вас ввели в заблуждение: сатана и в Ветхом Завете, и в иудаизме присутствует как начало, несомненно темное, хотя не считается абсолютным злом, понятие о котором в предшествовавшей христианству религии еще не сформировалось - не доросли, наверное:) Да и не стоит забывать того обстоятельства, что между религиозными традициями всегда  наблюдаются различия, что и определяет их многообразие. Это касается, конечно, и разницы между иудаизмом и христианством, которое по отношению к религии древних иудеев изначально можно рассматривать в религиоведческом плане, как ересь. Отождествление ветхозаветного змия с сатаной, как источником зла, это и действительно результат уже христианского переосмысления бытия, где змиева заслуга - рождение понятия зла и его первое проявление в виде противостояния воле Бога - естественно отождествляется с актом его автора - сатаной. Так что ничего удивительного здесь нет, и представления о сатане в данном случае - лишь крошечный фрагмент из набора существующих противоречий между ветхо- и новозаветной религией. При этом, хотя современные иудеи и не признают сатану, как противостоящее Иегове начало, наличие этой сущности они все же не отрицают.
    Попробуем в несколько упрощенной форме проследить генезис понятия сатаны с библейских, а пожалуй даже и добиблейских представлений до нашего времени.
    В доантичную эпоху единого понятия демонического начала просто не существовало. Неплохим примером могут послужить, кстати, демонологические представления такого современного архаического культа, как шаманизм в любом из практикуемых сегодня его вариантов. Здесь есть злые и добрые духи, которые одинаково актуальны, одинаково нуждаются в подношениях, одинаково востребованны в культовой практике. Однако, это в определенной мере (да извинят меня шаманисты) еще дорелигиозность даже в самой первой ее пантеистической, языческой форме.
    В Ветхом Завете источник зла появляется, как известно, в образе змия. Известен и его этрусский аналог Тухулку - мучающий в посмертье дух. Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление: сегодня бытует представление, что в качестве злого начала первыми христианами воспринимался Пан. Это несколько не так. Изначально Пан был божеством аркадского герметизма и состоял в генеалогических отношениях с главным богом - Гермесом. Он был его сыном. Но Гермес был также и отцом речи (слова).
    В связи с этим обстоятельством хотелось бы привести фрагмент Платона из диалога "Кратил"(гл.14), где  Сократ говорит Гермогену: "...Пан - двуобразный сын Гермеса... Ты знаешь ведь, что речь /Logos/ все /to pan/ обозначает и все вращает... она двуобразна - правдива и лжива... ее правдивое естество и гладко, и божественно... лживое же...будучи косматым и козловидным /tragikon, от tragos - "козел"/. Итак, по справедливости, речь /Logos/ все /to pan/ обозначающая и всегда вращающаяся /aei polon/ будет... Паном... а стало быть, Пан, раз он сын Гермеса, будет либо Логосом, либо братом Логоса; а что брат похож на брата - в этом нет ничего удивительного". Таким образом, еще на почве герметизма появляется тождество Пан=Логос. А если обратиться к истории возникновения и развития христианства, то нетрудно заметить, что провозглашение евангелистом Иоанном "Логос стал плотию и обитал с нами, полный благодати и истины" означало смерть "Великого Пана". Продолжение же широкого почитания этого божества основной массой населения христианизирующихся земель потребовало его демонизации. Таким образом Пан, которого сегодня кто-то и принимает за аналог сатаны, это всего лишь попранное божество, "синтетический сатана", которым он никогда не был. Равно, как и Аполлон, имя которого широко использовалось в раннем средневековье, как синоним дьявола.
    В греческой философии понятия сатаны не существовало. Факт существования зла считался следствием вечности материи: мол, акт творения был осуществлен Богом опосредованно - то есть, одним из низших по отношению к Нему демиургов, что тоже есть наследие герметизма. Мир творился из несовершенного материала, поэтому все созданное имело лишь сходство с задуманным единственным Сущим, и эта "область несовершенства" и есть источник зла. Это позже, в процессе развития христианства совершенство Единого Бога было подчеркнуто персонификацией сатаны, призванным оттенять его абсолютную Благость: ведь, добро и зло, хочешь не хочешь, сплетены в мире воедино. Ведь, Иегова объемлет весь мир без разделения его на добро и зло. Он и милует, и карает, и устраивает настоящие погромы за малейшую провинность. Он мстителен и разит в своей ярости иной раз и правого и виноватого без разбору: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это"(Ис, 45-7). То есть, по представлениям древних иудеев Бог был единым носителем добра и зла.
    Слово "сатана" имеет древне-иранское происхождение и означает имя одного из вавилонских ангелов, в функции которого входило наблюдение за злодеяниями и преступлениями людей. Один из ветхозаветных апокрифов использует, например, слово "сатана" для обозначения противника и противного вообще (Мастем /евр. masetemah - вражда/ в "Книге Юбилеев", 2 в до р.х.). Кроме того, иудейским мистикам хорошо известен Заммаэль - отец зла. В Ветхом Завете конкретное слово "сатана" появляется в книге Иова (Иов, 1-6), где пришедший вместе с сынами Божьими это "товарищ" выступает обвинителем Иова перед Богом. Здесь же все указывает и на сверхестественную природу этого личного, кстати, существа: назначая испытание, Господь явно ведает, что сатана способен распоряжаться сверхестественными процессами. Аналогичная ситуация в Книге Захария. А как имя собственное "сатана" впервые появляется в 1 Паралипоменоне (21,1) в роли искусителя Давида: "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян".
    В еврейском варианте слово "сатана" (арам. sitena, satana; греч. satanas; тюрк. shaytan) буквально означает "оппонент". От арабского синонима этого понятия iblis появилось знакомые всем ром. "dyablo", нем. "Teufel" и русск. "дьявол". Разница в могуществе и значимости этой злой сущности воспринимается в иудаизме и христианстве по разному. Но общее то, что она не подчиняется, противится Богу и ничего хорошего людям не обещает.
    А в заключение возьму на себя смелость ответить Вам вполне определенно на самый последний Ваш вопрос "Как быть?". Если Вам не требуется исследовать основы демонологии где бы то ни было - пусть и в Ветхом Завете - профессионально, то не забивайте себе этим голову. А с иудеями можно побеседовать и на множество более интересных тем:)

С уважением, sn
21.12.04

Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.