Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Дайте, пожалуйста, объяснение догматов о Троице и о Божественности Иисуса Христа (это нужно для диспута с иеговистом).

О Т В Е Т:

О СВЯТОЙ ТРОИЦE

 

    В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына, и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. Может ли человеческий язык описать, что такое Святая Троица, может ли человеческий ум постичь Ее суть? Только Бог знает все Сам о Себе, это еретикам и сектантам присуще как бы “брататься” с Господом, православный же христианин должен со страхом и трепетом произносить имя Господа. Противники православного христианства часто самым сильным аргументом своего агрессивного отношения к Святой Церкви считают поклонение Святой Троице, которую они дерзновенно сравнивают со страшными языческими богами древности, наделенными несколькими головами, руками и ногами. Все ошибки происходят из-за того, что человек стремится такую непознанную и невместимую тайну, каковой является сущность Господа, изобразить в понятных ему образах и картинах. Не случайно в Ветхом Завете так много подобных иносказательных метафор, созданных ограниченным человеческим умом для обозначения Бога: гнев Божий, скорбь Божия, ревность Божия, Его сердце, очи и уши — лишь попытка вместить невместимое в границы человеческого понимания. Понимая это, Сам Господь наш Иисус Христос рассказывал о Царствии Небесном во время Своей земной проповеди притчами, доступными для человеческого ума. Но никто же не представляет себе Царство Небесное, например, буквально в виде горчичного дерева, понимая, что это только образ, иносказание.
   

  “Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческия, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся веры, если взять их вместе, — в сравнении с познанием единаго Бога, в Троице покланяемаго, — тоже что едва заметная точка; потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания, — и познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятыя Троицы нет христианства. …Значит, кто верует во Христа, тот непременно верует во Святую Троицу; в Отца и Сына и Святаго Духа” (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Мы называемся христианами, потому что верим во Христа — Спасителя мира, Единородного Сына Божьего, значит, по словам св. Иоанна Богослова, “всякий исповедаяй Сына, и Отца имать” (Ин. 2,23), имеет и Духа Святого, о Котором Сам Господь сказал: “Дух Господень на мне” (Лк. 4,18) “Без исповедания Святой Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, — по слову св. праведного Иоанна Кронштадтского, — ни таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Святой Троице — страшный суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам в будущей жизни были бы для нас пустыми словами. Все это необходимо допускается только тогда, когда мы веруем в Бога Отца, Который есть предвечная Любовь и Правда; в Бога Сына как Искупителя человеков, и в Бога Духа Святаго как Освятителя и Утешителя верующих”.
   

  Так важно это учение, но так оно и непостижимо. Бог, снисходя к немощи человеческой, благоволил открыть таинство Пресвятой Троицы под простыми и понятными именами Отца и Сына и Святого Духа, но мы не должны понимать их в том смысле, в каком мы применяем их к людям. Что же касается совмещения в едином Боге трех Лиц, то это выше всякого разумения и известнейшие православные мудрецы и богословы отступали перед этой тайной в бессилии. Существует предание о Блаженном Августине, который как-то бродил по морскому берегу, пытаясь осмыслить суть Пресвятой Троицы. Внезапно он увидел отрока, который маленькой серебряной ложечкой носил морскую воду к лужице неподалеку. На удивленный возглас святого отца, отрок ответил, что проще все море перенести ложечкой с одного места на другое, чем познать тайну Святой Троицы. Троичность лиц Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже от небесных Ангелов и Херувимов. Как же должен поступить в этом случае православный христианин? “Но где тайна, — говорит св. Златоуст, — там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру”. Бессилие постичь тайну Триипостасного Бога должно призвать не отчаяние, а смирение и веру. По словам св. Кирилла Иерусалимского, “я имею душу и не могу изъяснить свойств ея, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога” и смиренно сознавать, что Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2,11). В едином Боге, по учению христианской веры, три Лица: Отец, Сын и Святый Дух — Троица единосущная и нераздельная. Мы веруем в единого Бога, но в то же время — не в единое Лицо Божие: потому что единого Бога мы называем Отцом. А имя Отца при произнесении его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же как и имя Сына тотчас вызывает в нашей памяти имя Отца. “Ибо, если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына, и если Сын, то, без сомнения, Он есть Сын Отца” (св. Кирилл Иерусалимский).
      Хотя мы веруем в единого Бога, но в тоже время — не в единое Лицо Божие. Однажды языческие мудрецы с насмешкой упрекнули св. Константина Философа, что христиане разделяют единого Бога на трех богов. На эти слова мудрец возразил, что Отец, Сын и Дух Святой — не три бога, а три Лица или Ипостаси единого Божества. Он призвал язычников взглянуть на солнце, которое обладает тремя особенностями: своей круглой формой, сиянием и исходящим от него теплом. Вот так и Святая Троица: солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен, как от солнечного круга исходит сияние и тепло, так и от Отца рождается Сын и исходит Дух Святый. Сияние есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и просветившего весь мир Евангелием. А тепло солнечное напоминает нам Духа Святого, который предвечно исходит от Отца. Итак, посмотрите на солнце и познаете Святую Троицу. И солнце состоит из трех составляющих, но нам светит только одно солнце, а не три. Так и Пресвятая Троица, имея три Лица, не разделяется на три Бога. Как поется в одном церковном песнопении, “не три Бога славим, но едино Божество; три же воистину Ипостаси чтим: Отца нерожденна, и рожденна Сына от Отца, и исходна от Отца Святаго Духа”. Понятием о совершенствах Бога, единого по Существу Своему, не исчерпывается вся глубина Богопознания, дарованная человеку в Божественном откровении. Нам приоткрыта глубочайшая тайна жизни Божества, при изображении Бога единым по Существу и троичному в Лицах. Знание этой величайшей тайны дает только Откровение, так как до некоторых познаний о Божественной Сущности и до признания единства Божия человек способен дойти путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по Существу и троичен в Лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святой, что “в сей Св. Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны” (символ веры св. Афанасия), — до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий ум, придумать не способна самая изощренная фантазия.
   

  Догмат о Троичности Лиц в Боге есть догмат Богооткровенный в особенном и полнейшем смысле этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина и от иудеев, и от мусульман, и от всех тех, кто знает и признает только единство Божие (что исповедовали и некоторые язычники), но не знают или отрицают тайну о триипостасности Божества. Для православного христианского вероучения этот догмат есть догмат коренной или основной. Вот почему изложение о Святой Троице составляет главное содержание всех символов веры, которые употребляются или употреблялись в Православной Церкви. Но это краеугольный догмат христианства является и самым непостижимым из всех. Те первые христиане, которые отнеслись к христианскому учению не как к учению человеческому, а как к непреложному слову Божию, усвоили его живой верой и хранили это учение в чистоте, ничего в нем не прибавляя и не убавляя и ничего не ища для собственных домыслов или размышлений. Они приняли это учение так, как должен его принять любой православный христианин: без оговорок и вопросов, так как его приняли мужи апостольские и их последователи, которые исповедовали Отца и Сына и Святого Духа в формуле крещения, взятой из Евангелия (Мф. 28,19), в символах веры, в славословиях Пресвятой Троице, богослужебных песнопениях и мученических исповеданиях веры, не входя в частные определения свойств Святой Троицы.
     

Но многие из первых христиан, в ком вера была не так сильна и подчинялась разуму, не смогли изменить привычным для человеческого ума языческим или иудейским воззрениям и соблазнились, пытаясь примирить новое христианское учение с существовавшими тогда понятиями о Боге, что стало причиной появления многочисленных ересей. В борьбе с этими ересями возникла необходимость научно- богословского раскрытия учения о Святой Троице. Эта миссия была выполнена христианскими апологетами — св. Иустином мучеником, Татианом, Афинагором, св. Феофилом Антиохийским, особенно агностиками — Иринеем Лионским и Климентом Александрийским. Как и св. апостолы, все они одинаково исповедовали, что Бог, единый и безначальный, есть вечный и единосущный Отцу Сын Божий, личный Бог-Слово, воплотившийся в Иисусе Христе, есть, наконец, Дух Святой, вечно от Отца исходящий, Бог личный и самостоятельный.
   

  Уже в III веке Церковь веровала в этот догмат вполне православно, доказательством чему служит “Изложение (символ) веры” св. Григория чудотворца:
     

“Един Бог Отец Слова живаго, Премудрости и Силы самосущей, и образа Вечнаго: Совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единароднаго.
      Един Господь; единый от единаго, Бог от Бога, образ и выражение Божества, Слово действенное, Мудрость, содержащая состав всего, и Сила, зиждущая все творение; Истинный Бог Истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, Нетленный Нетленнаго, Бессмертный Бессметнаго, Вечный Вечнаго.
     

И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, т. е. людям; Жизнь, в которой причина живущих, Святый Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделенная и неразлучная. Почему нет в Троице ни сотвореннаго, ни служебнаго, ни привходящаго, чего бы прежде не было, и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же”.
      Святыми Отцами 1-го и 2-го Вселенских Соборов были уточнены некоторые определения о втором и третьем Лице Святой Троицы. В никее-цареградском вероопределении было дано ясное и точное учение о единосущии Лиц Святой Троицы в смысле Их безусловного Тождества и равенства по Существу, а вместе с тем и учение об Их ипостасных различиях. Это определение двух первых Вселенских Соборов стало знаменем борьбы с разнообразными ересями, в частности — с арианством. Особенно славны имена великих вселенских учителей и святителей: Афанасия и Василия Великих, Григория Нисского и Григория Богослова. На западе наиболее сильным защитником православия против арианства был Иларий Пиктавийский.
     

Изложение веры, составленное отцами Вселенских Соборов, не подлежало ни дополнениям, ни сокращениям, оно сохранялось неизменным и неприкосновенным, как и весь Символ веры, исповедуемый Святой православной Церковью. Папа Лев III в 809 г., дабы сохранить Символ веры от посягательств еретиков, повелел выгравировать его на серебряных таблицах, которые были повешены в главном соборе св. Петра в Риме. Все заблуждения, касающиеся догмата о Святой Троице, — и древнейшие, и новейшие, — проистекали из одного источника — из нарушения разумом тех границ, которых он должен держаться по отношению к откровению вообще. Догмат о Троице есть Таинство таинств, о чем не следует забывать, поэтому в объяснении Откровения об этой великой истине православным христианам следует строго держаться верования Церкви, охранявшей и защищавшей этот догмат от всех еретических мнений и изложившей его для руководства православным со всей возможной строгостью.
   

  В творениях святителя Афанасий находится наиболее полное и точное описание учения о Святой Троице: “Вера кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже Существо разделяюще. Ина бо есть Ипостась Отца, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсущно величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Святый Дух… Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог… И в сей Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три Ипостаси, соприсущны суть себе равны”. Все учение об этом глубочайшем таинстве веры сводится к трем основным положениям:
      1. Бог троичен и троичность эта состоит в том, что в Боге три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святый Дух. Это значит, что Отец, Сын и Дух Святый должны быть признаваемы не как три силы, или свойства, или явления, или действия одного и того же Божественного Лица, а как три между собою различные Лица Божества.
      2. Каждое Лице Троицы есть Бог, однако Он суть не три Бога, а суть — единое Божественное Существо.
      3. Все Лица Троицы различаются между Собою личными свойствами.
   

  Истина о том, что в Боге, действительно, три Лица, возвещена нам в наиболее возможном ясном свете в Новом Завете, когда уже день озарил, и денница воссияла в сердцах наших (2Петр. 1,19). Сведения об этой истине приводились и в Ветхом Завете, хотя указания на нее являются сокрытыми под покровом таинственных и загадочных оборотов и выражений речи. Почему? Премудрость Божия, вероятно, щадила человеческую немощь: иудеи, при их склонности к многобожию и недостаточно духовно зрелые, в окружении соблазнительных языческих верований, допускавших многобожие, вряд ли смогли бы надлежащим образом уразуметь высочайшую тайну веры. Это-то обстоятельство и стало причиной столь осторожного и завуалированного указания на тайну Божества и терпеливой подготовки сознания людей к ее усвоению в более ясном свете. Все указания Ветхого Завета на Святую Троицу можно разделить на 3 вида:
      1.Указание на множественность Лиц в едином Боге без определения их числа. Примером могут послужить начальные слова Бытописателя, с которых собственно и начинается Ветхий Завет: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1). В этом месте еврейского текста слово ЭЛОГИМ означает БОГИ, а действие — сотворил — стоит в единственном числе, подчеркивая некоторую множественность Лиц Божества в Его единстве. В некоторых местах Ветхого Завета можно найти ряд подобных примеров, особенно в тех случаях, в которых Бог представляется беседующим и советующимся с Лицами сознательными и равными Ему по Божеству. Таковы слова Божии перед сотворением человека — сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1,26), перед изгнанием наших прародителей из рая — се, Адам, бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое (Быт. 11,7). Если не признавать в подобных случаях скрытого указания на троичность Лиц Божества, то трудно дать им удовлетворительное объяснение.
      2. В Ветхом Завете встречаются и указания на то, что в Боге именно ТРИ ЛИЦА, но без наименования и различия их. Некоторые из древних учителей видели такое указание в описании Моисеем явления Божия в виде трех странников Аврааму у дуба Мамврийского: “Явися же ему Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же очима своими, виде, и се, трие мужие стояху над ним: и видев притече в сретение им от дверей сени своея: и поклонися до земли и рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего” (Быт. 18,1- 3). По мнению блаженного Августина, Авраам встречает трех, но поклоняется одному, Единому, обращаясь к Нему со словами: “Господи”. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех Лицах. Именно так воспринимается это явление в православной традиции, не случайно древнейшим изображением Святой Троицы в православной иконографии было именно изображение явления Аврааму Бога в виде трех странников.
      3. Указания на личность и Божество каждого из Лиц Святой Троицы, с упоминанием самих Их Имен так же встречаются в Ветхом Завете. Указания на Ипостась Сына можно встретить в изображениях Ангела — Иеговы при описании истории некоторых Богоявлений во времена патриархов (Агари у источника на пути в Суру (Быт. 16,7-14) и у клятвенного колодезя (Быт. 21,17-19), Аврааму при жертвоприношении сына (Быт. 22,10-18), Иакову во сне перед возвращением его из дома Лаванова в родную землю (Быт. 31,11-13) и др.). В этих случаях Богоявления Моисей часто являющегося именует Ангелом — Иеговою или Ангелом Иеговы и изображает Его как Лицо Божественное, приписывая Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. В восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий. Но яснее всего указания на Ипостась Сына и Его Божественное достоинство выражены в пророчествах о Мессии, например: “Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2,7); рече Господь Господеви (т. е. сказал Бог Богу) моему: седи одесную Мене (Пс. 109,1); помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44,8)”. Пророк Исаия именует Его “отраслью” или “ветвью Иеговы” (т. е. Тот, Кто вырастает из существа Господа — Его Сын) (Ис. 4,2); “Еммануилом” (Ис. 7,14) — вспомним: “С нами Бог” (Мф. 1,23); в пророчествах Исаии также встречаются такие слова, показывающие отдельность Бога Сына от Иеговы — Бога Отца и Его Божеское достоинство: “Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века” (Ис.9,6).

Более завуалированы в Ветхом Завете указания на бытие Духа Святого как особой Ипостаси Божией, например, в Бытописании — “Дух Божий ношашеся верху воды” (Быт. 1,2). Яснее же указывается в Ветхом Завете на особенность Личности Духа Божия, когда говорится о Нем, что от Него зависит водительство людей “в землю правды” (Пс. 142,10), что Он был посылаем Богом к пророкам для их наставления (Зах. 7,12), так что слова их были Его словами (2Пар. 23,2), а наиболее ясно — в связи с пророчествами о Мессии у Исаии: “Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (т. е. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня), благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение” (Ис. 61,1).
      Тайна о Святой Троице была открыта в ветхозаветные времена сообразно с духовным состоянием ветхого Израиля (в этом случае слово “ветхий” очень точно характеризует духовное обнищание и обветшание человека в древнем Израиле), совершенно ложно поэтому утверждение позднейших иудеев о том, что учение о Святой Троице — новое учение, не имеющее подтверждения в Ветхом Завете. Доказательством этому служит и само новозаветное Откровение. Ведь Господь наш Иисус Христос, когда излагал учение о троичности Лиц, излагал его не как новое учение, доселе не слыханное, а как более или менее известное, и даже ссылался при этом на свидетельства ветхозаветных писаний в подтверждение Своего учения о Себе — Сыне Божьем и о Святом Духе.

Это подтверждается и тем, что те же самые иудеи, которые не принимали другие аспекты учения Спасителя, ничего не имели против Его учения о Святой Троице, т. е. не воспринимали его как нечто новое, неприемлемое, а уверовавшие в него (например, Иоанн Креститель, апостолы, Никодим, самарянка с жителями г. Сихаря и др.) не находили в нем ничего противного учению ветхозаветных писаний. Другими словами, в Ветхом Завете вера в троичность Бога только не имела такого всеобщего и обязательного значения, какое получила в Новом Завете.
      После того, как многочисленными и многообразными Откровениями ветхозаветных времен Бог подготовил ума и сердца людей к восприятию тайны о Святой Троице, в новозаветное время Он через воплотившееся вечное ипостасное Слово благоволил открыть ее людям в более ясном свете. Учение об этой тайне есть главнейший предмет всего новозаветного учения о Боге. Места, в которых утверждается, что Бог действительно троичен и эта троичность состоит в том, что в Боге три Лица, можно разделить на два класса: в одних указывается действительность троичности Божией и личность всех трех Лиц Божества вместе, в других — личность определенного Лица в частности и отдельность Его от других Лиц.
      Одним из главных и бесспорных свидетельств о Святой Троице является Богоявление при Крещении Иисуса Христа во Иордане. В великий день Крещения Господня Троическое Единство открылось со всей явственностью: с неба раздался глас Отца, указавший, что в струях Иордана был воплотившийся Бог Сын, на которого сошел Дух Святой в виде голубя (Мф. 3, 16-17). Второе главнейшее свидетельство — это свидетельство Самого Иисуса Христа в последней Его беседе с учениками перед крестными страданиями (Ин. 16-17). Утешая их перед предстоящей с Ним разлукой, Он говорил им: “Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век… Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам” (14,16,26). В данных словах Спасителя еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы: Сын, Который говорит о Себе, что умолит Отца, Дух Святый, Который называется иным Утешителем, следовательно, отличен от Сына, послан для апостолов, чтобы заменить Сына и научить их всему, т. е. Он предстает как такое же Лицо, как Сын. Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признать в Духе Утешителе личное Существо, действующее с самосознанием и волею. Но самое главное свидетельство, составляющее основу всего учения об этой величайшей тайне христианской веры — в заповеди Спасителя о Крещении: “Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф.28,19). Явные свидетельства о Святой Троице обнаруживаются и в Посланиях апостольских, особенно у апостола Павла. Он, например, пишет: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами” (2 Кор. 13,13). В данном случае все три Лица Божеские различны и именами, и пожеланием верующим от каждого из Них особого блага и милости.
      Действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается во всех тех изречениях Писания, где говорится о личных свойствах Троицы и отношении Их к миру. Их личные свойства таковы: Отец рождает Сына, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Отношение же Лиц Святой Троицы к миру Откровение изображает так: Отец посылает Сына в мир для спасения человеков; Сын воплощается, совершает тайну спасения, возносится к Отцу и умоляет Его ниспослать Святого Духа; Дух Святый приходит в мир и действием благодати довершает дело спасения, совершенное Сыном, прилагая его к каждому человеку.
      Научая веровать в троичность Божества, исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, как три особые Лица, Церковь учит исповедовать вместе Божество каждого Лица: Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог, потому что каждый из Них есть Лицо самостоятельное и обладающее всеми Божественными совершенствами. В обладании каждым из Лиц Святой Троицы одинаковыми Божественными совершенствами и состоит Их равенство между Собою. Будучи равными и самостоятельными Божественными Лицами, Они, однако, не три бога, а Единый Бог, имеющий единое Божественное Естество и обладающий Божественными совершенствами нераздельно. Т. е. Лица Троицы единосущны, потому что Они существуют не отдельно и независимо друг от друга, но имеют единое и нераздельное Божественное Естество, а поэтому и всеми Божественными совершенствами обладают нераздельно, имеют единую волю, единую силу, единую власть, единое величие, единую славу. Сам Спаситель говорил о Своем единосущии Отцу: “Аз и Отец едино есма” (Ин.10,30); “Веруйте Мне, яко Аз во Отце. И Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми” (Ин.14,11). Единосущие Божеских Лиц понимается в том смысле, что каждое из Лиц Святой Троицы обладает Божественным Естеством вполне и всецело, при этом Оно остается безусловно единым и нераздельным. Лица Троицы слагают нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества, и как Сын неразлучно соединен с Отцом, так и с Сыном соединен Дух Святой.

И нет ничего такого, чтобы рассекло или разделило это вечное соединение. От Отца нельзя отделить Сына, а от Сына — Духа Святого, по словам св. Григория Богослова, “каждое из Лиц Божества, по тождеству Сущности и силы, имеет такое же единство в Соединенном, как и с Самим Собою. Единица в Троице и Троица, в Единице покланяемая, — это тройственный свет, заключенный в Едином Естестве, …Единый Бог, в трех Озарениях управляющий миром”. Единство Божие при троичности Лиц в Божестве сохраняется следующим образом: хотя в Боге и три Ипостаси, но Он Един, так как в основе Их бытия лежит одно и то же Божественное Естество, и каждое из Них одинаково и всецело обладает единой и нераздельной Сущностью, но разными личными качествами. Различие Их, как трех Лиц, основывается не на различии Божеского Существа и общих свойств Существа Божия, которыми Они обладают нераздельно, а на различии свойств личных. “Во всех трех одна и та же Сущность”, — говорит Григорий Богослов, — а Ипостаси означают “Трех разделяемых не по естествам, но по личным свойствам”.
      При полном равенстве по Божеству и единстве и тождестве природы Отца, Сына и Святого Духа, Лица Единосущной Троицы имеют и Свои особенности, которыми отличаются друг от друга, иначе Они не были бы три, и мы неизбежно смешивали бы Их между Собой. По учению нашей Церкви, отличительные свойства Святой Троицы таковы: Отец ни от кого не рожден, не происходит ни от какого другого начала, — безусловно безначален, но Сам служит началом или виною (причиной) по личному бытию Сына и Духа Святаго, Сына — чрез рождение из Своего Существа, Духа — через изведение; Сын вечно рождается от Отца, а Дух Святый вечно исходит от Отца.

Главным отличительным свойством Отца является Его безначальность, т. е. независимость по бытию от другого начала, так как Бог Отец не сотворен, не рожден, не создан. Сын и Дух так же безначальны, но не по отношению к происхождению, а только по отношению Своему к времени: Оба имеют Свое начало в Отце. Вспомним слова Спасителя: “Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе” (Ин. 5,26). Поэтому Богу Отцу, кроме безначальности, принадлежит еще свойство отечества по отношению к Сыну, поэтому Он и называется Отцом: “Никтоже не знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти” (Мф. 11,27); “Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя” (Пс. 2,7; Евр. 1,5). На свойство изведения Отцом Духа Святаго указывают слова Спасителя: “Дух истины, иже от Отца исходит” (Ин. 15,26).
      Что же касается того, как Отец рождает Сына и изводит Святаго Духа и в чем отличие между рождением и изведением, то это непостижимая для ограниченного человеческого ума тайна Божественной жизни. “Ты слышишь о рождении, — поучает св. Григорий Богослов, — не допытавайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца, не любопытствуй знать, как исходит”. Изображая Бога Отца единым безначальным Лицом в Троице, от Которого имеют личное бытие Сын и Дух Святый, Откровение показывает, что в Боге только одно начало Божества — Отец. Это единоначалие Лиц Святой Троицы, т. е. такое отношение между Лицами Троицы, что в Троице Отец существует как одно начало, одна причина бытия Ипостасей — Сына и Духа Святаго, Которые находятся в вечной внутренней зависимости от Него, что и позволяет сохранять это полнейшее и совершеннейшее единство между Лицами Божества. Эта мысль выражена св. Григорием Нисским: “Во Святой Троице от одного и того же Лица Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Посему мы утверждаем, что собственно есть одна причина происшедших от Него — Бог, так как Он и существует вместе с Ними”.
      Личное свойство Бога Сына есть то, что Он, не рождая и не изводя от Себя другого Лица Божественного, Сам вечно и неизменно рождается от Бога Отца. Само Его наименование — Сын — указывает на это ипостасное отличие Его от Бога Отца. Если у Бога Отца есть равный Ему по Божеству и Единосущный Сын, то Его сыновство и есть отличительная черта Сына Божия по отношению к Отцу. Равенство же Его и единосущие с Отцом утверждается в мысли, что и Само Его рождение от Отца есть рождение по Божеству. Он именуется Единородным Сыном Божиим, а слово “единородный” означает Того, Который только один родился от Отца, следовательно, Он — Сын Божий в особенном, прямом смысле, ибо только Он рожден от Бога Отца по самому Его Божеству и рожден единственным образом. Сам Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, всегда отличал Свое богосыновство от богосыновства других людей, сотворенных Богом, поэтому Он никогда не говорил о Боге “наш Отец”, но Мой Отец и Ваш Отец (например, Ин. 20,17; Мф. 5,45), и лишь однажды в молитве от имени людей и данной для людей Он употребил название “Отче наш”.

     “Когда ты слышишь о Боге рождающем, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — не впади в помышления плотския, не разумей рождения тленнаго, дабы не сделаться нечестивым. Бог есть Дух, и рождение духовное. От тела и рождаются, и для рождения телеснаго потребно известное продолжение времени. Напротив рождение Сына от Отца — без посредства времени… Сын Божий родился во всем подобным Родившему Его; родился — как Жизнь от Жизни, Свет от Света, Истина от Истины, Премудрость от Премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога… Родивший — Бог, Бог и Рожденный”. Итак, Сын Божий является Сыном Божиим по Божеству, а не по благодати, как в переносном смысле называли праведников, не по произведению, как все остальные люди — творения Бога Отца, и не через исхождение, как Дух Святый, личным свойством Которого и является вечное исхождение от Отца. Перед Своей разлукой с учениками Иисус Христос обещает утешить их печаль ниспосланием Параклита — Утешителя Духа Святаго. Заметим, что достоинство этого Утешителя показывается столь великим и безмерным, что даже Сын Божий и для временного посольства не сам Собою и не от Себя послал Его ученикам, а от Отца, Которого обещал умолить об этом. При этом подчеркивается и тот факт, что Дух Святый исходит только от Отца, а не от Сына, что опровергает католическое учение о “Филиокве”. По словам св. Василия Великого, “корень и источник Святаго Духа есть Отец”.
      Третья Ипостась Святой Троицы — Дух Святой — является созидающей и просвещающей силой. Эта сила проявилась при сотворении всего видимого и невидимого, мира ангельского и мира земного. Этой силой — Духом Святым — был воссоздан человек после своего грехопадения. По мнению митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Иоанна, наследники первородного греха — дети Адама — настолько отдалились от Бога, что к моменту пришествия Христова ветхозаветное человечество пришло в состояние полного нравственного упадка и представляло собой как бы разложившийся труп. Своими усилиями оно не было в состоянии освободить себя от греховной скверны, переродиться, измениться в лучшую сторону. Для этого потребовалась особая сила, особое Божественное действо, и оно пришло через крестные страдания Христа Спасителя. После славной победы жизни над смертью в день Пятидесятницы на мертвый организм нисшел Дух Святой для того, чтобы обновить человеческое естество, создать Церковь Христову, вдохнуть в нее живительные соки, чтобы, возродив человечество, приуготовить его для жизни будущего века. Человечество получило способность обновляться и оживотворяться Святым Духом. Эта Божественная сила, или третья Ипостась Святой Троицы, побуждает человека к покаянию, приводит его к осознанию своего недостоинства, своей погибели. Дух Святый просвещает человеческий ум и сердце, раскрывает опасность греховного жития. Он как бы ставит человека у края пропасти, чтобы тот сам увидел грозящую ему опасность и, устрашившись, обратился на спасительный путь.
      В день святой Пятидесятницы совершается, по Уставу, чтение особых молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. К особенностям этого праздника относится и обычай украшать храмы и дома христиан деревьями, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу церковь ветхозаветная, так, вероятно, была украшена и Синайская горница, в которой апостолы приняли Духа Святаго. Свое влияние на этот обычай оказало и явление Святой Троицы Аврааму у дуба Мамврийского. Как знак возобновляющейся весны приносят верующие в этот день в Церковь цветы и ветви, но в то же время они знаменуют еще и Святую Церковь, которая с явлением в ней благодати Святого Духа процвела, и указывают на обновление людей силою сошедшего Духа. “Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви: этот день — день действительного основания христианской Церкви, или христианскаго общества спасаемых во Христе; в этот день посвящены Духом Святым первые пастыри — Апостолы… Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар дивных чудес… С того времени вошел Дух Святый в мир, иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу… И вот пустыня человеческого рода процвела, как поет Церковь, и с этого события Дух Святый, оживотворив ее, явил державную, плодотворную и непреоборимую силу в Церкви воинствующей” (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

 

прислал Ю.Г. (Чехия)
/из рассылки "Никольский Благовест" http://www.nikolay.orthodoxy.ru "/

26.05.03 

SpyLOG