Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Вопросы о правилах Православной Церкви, связанных с таинством   Святого Причастия...

К сожалению, разные священники по-разному отвечают на эти вопросы. Кроме того, хотелось бы не только знать, "как положено", но и понимать смысл Церковных правил. Вот эти вопросы:
1. Я знаю, что в день Причастия до момента этого таинства нельзя принимать пищу. Можно ли пить воду? Можно ли принимать лекарства? Я слышал (и это мне совсем не понятно), что нельзя даже чистить зубы. Так ли это?
2. После Причастия, когда заканчивается богослужение и люди подходят к священнику целовать крест, - можно ли целовать руку священника? Можно ли прикладываться к Распятию и к Святым Иконам? Можно ли становиться на колени?
Как я сам думаю, в великом таинстве Причащения человек принимает в себя Тело и Кровь Христовы и поэтому становится ненадолго храмом Божиим. Отсюда и вытекают все правила поведения христианина до и после Причастия: мы должны привести этот храм в порядок, содержать его в чистоте, чтобы он был достоин получаемой благодати, чтобы не осквернить его ничем. Поэтому, конечно, нельзя принимать пищу. Возможно, следует воздержаться от принятия лекарств, поскольку большего лекарства, чем Святое Причастие, быть не может. (Исключение, наверное, составляют лекарства, которые поддерживают жизнь и дееспособность больного человека.) Насчет того, можно ли пить воду, - не уверен. По-моему, чистить зубы, наоборот, нужно, - подметают же храмы Божии! Становиться на колени, возможно, и не надо, - в эти святые минуты человек должен быть преисполнен радости, а не покаяния. Но, по-моему, нет ничего плохого в том, чтобы поцеловать руку священника, через посредство которого ты получил великие таинства, и в том, чтобы приложиться к Распятию и к Святым Иконам, обращаясь к Богу и к его Святым с благодарной молитвой. Так я думаю, - но, возможно, и не прав. Хочу узнать, как все обстоит на самом деле и почему.

О Т В Е Т:

Чистить зубы, умываться и т.д. наутро дня причащения можно (и,  пожалуй, действительно нужно :о)  Пить воду не дОлжно (однако в церковных правилах указано, что СЛУЧАЙНОЕ попадание воды в организм, например, при умывании, НЕ  является препятствием к принятию Таин Христовых).  Принимать лекарство не рекомендуется, кроме случаев, когда прием  лекарства ЖИЗНЕННО ВАЖЕН. Но, тем не менее, в каждом конкретном  случае это необходимо оговаривать либо с исповедующим священником,  либо с тем, кто будет собственно причащать, если исповедь была не  утром перед литургией, а накануне.  Целовать иконы можно (хотя и не сразу после момента Причастия), а  Крест нужно, более того, в церковном Уставе прямо указано, что  антидор и(или) св. вода (например, в праздник Богоявления) раздается  верующим ВО ВРЕМЯ ограждения их Крестом.  Прикладываться к руке иерея не рекомендуется, но, поскольку в Уставе  прямых указаний нет, то сие каждый оставляет на усмотрение своих  совести и отца духовного.  Коленопреклонение после Причастия не допускается не только во время  Литургии, но и весь оставшийся день до начала вечерни. Из этого  правила есть только одно исключение: если служилась Литургия  Преждеосвященных Даров и после нее есть уставные земные поклоны (в  частности, при молитве св. Ефрема Сирина). Эти поклоны причастники  кладут неопустительно.

24.1.03

С уважением, Максим

О Т В Е Т:

Прежде всего должен сказать что Вы сами ответили на свои вопросы, нужно только подитожить:
1. Пищу принимать нельзя, это однозначно. Пить тоже, но младенцам делается послабление в этом отношении и обычно допускается давать им немного святой воды если в этом есть необходимость. Все подобные вопросы решаются со священником. Что касается чистки зубов и прочих гигиенических мероприятий, то в Правилах св. Отцев читаем следующее:
Вопрос 16: Аще кто, постяся для приобщения Святых Тайн, измывая уста, или находясь в бане, не хотя проглотил воду: должен ли таковый причаститися?
Ответ: Должен. Ибо иначе сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде.
Естественно, что священник должен об этом знать.
Вопрос о лекарствах также решается священником. Мое мнение таково: Сказано "если заболел, помолись и призови врача ибо Господь умудрил его". Лекарство предназначено для исцеления. Св. Дары тоже "во исцеление души и тела", но Дары с верой принимаемые окажут несравненно большую пользу человеку. Поэтому если речь идет о приеме витаминов, то лучше воздержаться, но если человек серьезно болен и лекарства ему необходимы для поддержания жизненных сил, или для снятия высокой температуры, то я в таких случаях благословляю принимать их перед причастием, иначе как и написано выше "сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде".
2. Целовать руку священника не нужно. Дело в том, что все Тело Христово находится в каждой мельчайшей частице Даров. Запивка после причастия существует не просто так, а для того чтобы причастник поглотил все мельчайшие частицы. А ведь может случится так, что целуя руку священника мы случайно оставим на ней самую мелкую частицу Даров, а это уже плохо. Крест, св. иконы, другое дело, это святыни, а священник такой же грешник как и все мы. Однако прикладывась к иконам и Кресту всеже необходимо быть внимательным (читайте выше). Земные поклоны и коленопреклонения в этот день по Уставу не положены, равно как и приветствие целованием.
Надеюсь Вам известно что через причастника все освящается и что делать с после причастия с косточками. после вкушения рыбы и т. п.

25.1.03

Cвященник Владимир
 /// Iconomaster \\\
E-mail: ikona@ua.fm
Web:  http://ikonnik.by.ru
ICQ# 161711633

О Т В Е Т:

В вопросе ещё спрашивалось о том, почему такие правила, их смысл. 
Перед Причастием положено говение, то есть приготовление. Как сказано: "Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми стези Его..." Важнейшая составная часть говения - пост. Правило "ничего уже не есть и не пить после 12 часов ночи" суть последняя и самая строгая часть этого поста. Духовные цели приготовления и поста обычные, например, покаяние, примирение, угашение страстей...
Питьё в смысле, например, угашения страстей не безразлично. Помните наши сказки - Кащей Бессмертный в подвале висит, цепями скованный, хилый, уморённый - просит пить очень. Добрый молодец по неопытности даёт ему. Тот одно ведро выпил, второе, третье... раз!  - цепи-то и разорвал. И пошёл вредить направо-налево.
Доброе правило приступать к Причастию и в телесной чистоте. Да и как иначе - на встречу с Господом ведь идём.
Если воротничёк несвежий или зубы нечищенные - совесть зазревать будет... Конечно вопрос бытовых привычек. Я, например, зубы как обычно чищу вечером перед сном. А утром перед Причастием, когда умываюсь, просто полощу рот хорошенько водой.
Пожалуй можно предостеречь лишь от сильных искусственных средств. А то сейчас есть такие "мощные" пасты, с таким сильным вкусом и запахом - потом полчаса слюна идет и зубы как-будто чем-то покрыты.  :)
Так ими пожалуй и в обычное время не станешь пользоваться. То есть это можно отнести к тем же обычаям, что и насчёт духов, сильно пахнущих шампуней, помады и проч.
Ведь пост предполагает и хранение чувств. А тут такой искусственный удар по чувствам вкуса и запаха.

25.1.03

С уважением,  А. В.

О Т В Е Т:

Как я сам думаю, в великом таинстве Причащения человек принимает в себя Тело и Кровь Христовы и поэтому становится ненадолго храмом Божиим. Отсюда и вытекают все правила поведения христианина до и после Причастия: мы должны привести этот храм в порядок, содержать его в чистоте, чтобы он был достоин получаемой благодати, чтобы не осквернить его ничем. Поэтому, конечно, нельзя принимать пищу. Возможно, следует воздержаться от принятия лекарств, поскольку большего лекарства, чем Святое Причастие, быть не может. (Исключение, наверное, составляют лекарства, которые поддерживают жизнь и дееспособность больного человека.) Насчет того, можно ли пить воду, - не уверен.По-моему, чистить зубы, наоборот, нужно, - подметают же храмы Божии! Становиться на колени, возможно, и не надо, - в эти святые минуты человек должен быть преисполнен радости, а не покаяния. Но, по-моему, нет ничего плохого в том, чтобы поцеловать руку священника, через посредство которого ты получил великие таинства, и в том, чтобы приложиться к Распятию и к Святым Иконам, обращаясь к Богу и к его Святым с благодарной молитвой. Так я думаю, - но, возможно, и не прав. Хочу узнать, как все обстоит на самом деле и почему.

Спаси Вас Господи,
раб Божий Владимир
10.2.03

SpyLOG