Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

ВОПРОС:
Господь создал людей свободными как от греха, так и в поступках. Мы вольны поступать по Богу или иначе.
Но!? Господь – Всезнающий и знает наперед, что будет. Другими словами, Он знает, как я поступлю и через 5 минут, и через 5 лет. Тогда о какой свободе поступков можно говорить, если мои поступки, практически, "уже запланированы", любые поступки?
ОТВЕТ:
В разных ситуациях воля Божья и свобода человеческая проявляются по разному. На уровне ситуации вообще приоритет всегда за волей Господа, на уровне мелких поступков - воля человека.
Кроме того, знать и планировать - суть вещи разные. Господь знает ВСЕ бесконечные варианты развития событий, хотя человек при этом волен СВОБОДНО выбрать тот свой единственный вариант поведения в этих событиях, который ему ближе. Воля Господа проявляется в предоставлении этих вариантов, в создании ситуаций. Планирование Господа проявляется в том, что ЗНАЯ ВСЕ возможные пути (а их бесконечно много), Господь ограничивает их число для каждого конкретного своего создания (и в том числе человека) согласно своей воле и в соответствии с поведением создания (человека).
Таким образом, НЕИЗБЕЖНОСТИ НЕТ (как это трактуют индуисты и буддисты), человек действительно абсолютно свободен в определённых пределах, и эти пределы очень широки - от бесконечно грешной жизни до бесконечно праведной. (Для примера подумайте на такую тему: человек АБСОЛЮТНО свободен в своём передвижении в пространстве из той точки, где он находится в данный момент. Но при этом он ОГРАНИЧЕН в передвижении тем условием, что он не может в то же время находиться в какой-либо другой точке. Так вот точку, где изначально находится человек предоставляет Господь, а человек уже волен
двигаться из неё в любую сторону. Либо к Господу, либо от него.) 

р.Б. Александр

4.10.02

ОТВЕТ:
Интересный, хоть и заумный ответ я нашел у католического автора Дмитрия Пучкина: "Безусловно, очень трудно понять, как совместима свобода воли с необходимостью благодати, а значит и предопределения к благодати. Св. Августин замечает: “Сей вопрос, где о выборе воли и Божией благодати диспутируется, столь сложен для улаживания, что когда защищается свобода воли, кажется, что отрицается Божия благодать; когда же утверждается Божия благодать, кажется, что устраняется свобода воли” (св. Августин, De gratia Christi, cap. XLVII, n. 52; – PL 44, 383). По замечанию Аквината, Августин “в книгах, написанных по возникновении пелагианской ереси, осторожнее говорил о возможности свободного выбора, чем в книгах, обнародованных до зарождения этой ереси, в коих, при защите свободы воли против манихеев, находились высказывания, на которые ссылались противящиеся благодати Божией пелагиане в защиту своего заблуждения” (св. Фома Аквинский, Contra errores graecorum, Р. I, prol.). Итак, почему же может быть и каким образом, что благодать Божия оказывается, по даровании её, в некоторых случаях неэффективной, а в некоторых – эффективной? Теологи видящие основание эффективности благодати в самой благодати, называют её эффективной извнутри или самой по себе (ab intrinseco seu ex sese). Видящие же основание эффективности в нашей свободе, говорят, что благодать эффективна снаружи (ab extrinseco). Ниже мы рассмотрим основные системы (все, за исключением молинизма, впервые на русском языке). Следует иметь ввиду, что термины “августинизм” и “томизм” будут при этом употребляться в специфическом смысле (возникшие в XVI – XVII вв. системы взглядов на эффективность благодати, аппелирующие к авторитетам Августина и Аквината).

Томизм. Создатель этой системы взглядов на эффективность благодати – испанкий теолог Доминик Баньез OP (1528 – †1604), возводивший её к св. Фоме Аквинскому (откуда и название). Благодать он и все томисты (в указанном в предыдущем абзаце смысле слова) считает действенной извнутри, самой по себе. По их мнению, “эффективность благодати состоит в физической предетерминации, коей действенная благодать действует, а только достаточная – не действует. Таковую предетерминацию, по мнению оных томистов, можно определить: действие Божие, которое человеческую волю, прежде, чем она самооопределится, так движет к действию непреодолимою силою, что воля не может совместить бездействия своего акта с этим побуждением. Но это побуждение воли к необходимости действия они никак не считают предшествующим, чтобы, таким образом, не воспрепятствовать исполнению свободы” (F. X. Schouppe SI, “Elementa theologiae dogmaticae”, Ed. 21, Lyon – Paris, s/a, t. II, p. 41). Противниками обвиняются в неявном отрицании свободы воли.

Августинизм. Разработана под влиянием янсенизма, с отвержением осужденных как ересь положений. Исходит из суждения св. Августина, что свободно действие человека не противное его склонностям. “Они говорят: “действенна та благодать, которая вдохновляет вожделение благого у тех, кто дурную похоть унял” (p. P. Minges OFM, “Compendium theologiae dogmaticae specialis”, Ratisbonae, 1922, p. posterior, p. 34). Благодать эффективна извнутри, поскольку внушает вожделение благого столь победоносное, что человек непоколебимо и неизбежно следует ему, хотя и сам по себе может не соглашаться; ибо морально невозможно человеку противиться столь мощному импульсу”.

Молинизм. Основоположник этой системы – испанец Луи де Молина SI (1535 – †1600). “Молинисты утверждают: “благодать эффективна извне; от воли же зависит, будет ли достаточная благодать действенной или нет”. В основе способности (in actu primo) благодать предваряет, пробуждает и возвышает волю; в действии же способности (in actu secundo), содействующая благодать вместе со свободной волей влияет на спасительтный акт (...). Благодать, следовательно, ничего воле не навязывает...” (Ibid., p. 35). Как же де Молина решал вопрос о необходимости благодати и предопределения к ней? “Он переносил акцент с Божественного предопределения (praedistinatio) на Божественное предзнание (praescientia). В силу этого различия, Бог не предопределяет [физически – Д. П.] действий человека, выражающих свободу его воли, но заранее знает об их результатах, (...) всегда свидетельствующих о той гармонии, которая возникает между свободой человеческого выбора и даром сверхъестественной благодати Бога” (В. В. Соколов, “Европейская философия XV – XVII веков”, М., 1984, стр. 118). “Свободное согласие человека условно предвидено” (F. X. Schouppe SI, Op. cit., p. 34). Обвиняются противниками в полупелагианских тенденциях (несправедливо) и в неуважении к авторитету свв. Августина и Фомы (отчасти справедливо).

Конгруизм. Последователи данной системы (св. Роберт Беллярмин SI, Франциск Суарес SI) “различают благодать соответствующую и несоответствующую. (...) Соответствующая благодать включает в себя не только внутренние, но и внешние благодати, особое вождение и хранение человека Божественнным Провидением. Тем избранным, чьего блаженства Бог наипаче желает, благодати соответствующие, таким образом, дарует, прочим же – благодати воистину достаточные, но не соответствующие их природе” (p. P. Minges OFM, Op. cit., p. 35). Приемлет действенность благодати извне.

Католик имеет право придерживаться любой из этих систем, либо пытаться их синтезировать, как это делал св. Альфонс Лигуори (1696 – †1787). Каждая из них отвергает обвинения противников. Предопределение к благодати абсолютно – благодать не является наградой, но даром. Предопределение к вечной славе – воздаянию за заслуги – могло бы быть либо абсолютным (основанным на воле Божией, которая предшествует предвидению заслуг), либо условным (по предвидении добрых дел человека). Томисты, августинисты, конгруисты считают, что предопределение к славе может быть только абсолютным. Молинисты же и св. Франциск Сальский – что предопределение к славе может быть только условным. Амвросий Катарин ОР (1484 – †1553), Вильгельм Оккам OFM (1280/1290 – †1349), Габриэль Биль (1425 – †1495) и др. различают два класса предопределенных к славе: абсолютно – Пресв. Богородица и некоторые другие святые, условно – прочие предопределенные к славе. Мне кажется, что умершие во младенчестве крещенными предопределены абсолютно, ибо у них нет личных заслуг (Cf. Ibid., p. 41), взрослые же праведники – условно, ибо сам ап. Павел трепещет, заботясь о своем спасении (См. I Кор. 9, 27). Требует отдельного разбора вопрос о предопределении ко славе Пресв. Богородицы. Не исключено, ни что она могла бы быть предопределена абсолютно, ни что – условно. Следует так же заметить, что когда мы говорили в определении понятий абсолютного или условного предопределения к славе “до...”, “после... предвидения заслуг”, мы говорим о логическом порядке мыслей в разуме Бога, но не о временном, ибо Бог вне времени и у Него нет, в этом смысле, никаких “до” или “после”. Именно это делает вопрос трудным (как и всё касающиеся неисследимого Бога). Безо всякого сомнения, предопределение – тайна нашей веры, как и Тридентский Собор (Сесс. VI, гл. 12) нас учит (Cf. DS 1540)". Аббревиатуры после фамилий означают: SI – иезуит, OFM – францисканец, OP – доминиканец.

Э. Х.

1.10.02

SpyLOG