На главную страницу узла
На главную страницу библиотеки 

Наша библиотека

 

А.А.Захаров

Классификация метафизических систем
по В.С.Соловьеву

Множественность философских систем есть лишь необходимое условие
для  последовательного и многостороннего развития одних и тех же начал.
(Соловьёв В.С. Т.1. 1989.-С.17)

Метафизические системы представляют большое разнообразие, которое, однако, легко сводится к немногим  основным типам. Нижеприведенные  таблицы  реконструируют и продолжает начатую классификацию, предпринятую В. Соловьевым. Они  позволят наглядно показать наличие или отсутствие  тех или иных метафизических элементов, дадут возможность сопоставить рассматриваемые учения.

Все системы метафизики, по Соловьеву, «могут быть разделены на элементарные и сложные (синтетические)». Элементарные, в свою очередь, представляют следующие типы: 1) по качеству признаваемого основного начала или всемирной сущности (материализм, идеализм, панпсихизм, спиритуализм); 2) по количественному определению всемирной сущности (монизм, дуализм, определенный плюрализм, апейризм); 3) по способу бытия системы (статический, динамический); 4) по способу познания сущности (рационализм, эмпиризм, мистицизм). “В системах сложных или синтетических не только совмещаются  типы различных категорий или по различным точкам зрения (что необходимо и в системах элементарных) но соединяются между собой  типы одной и той же категории, например, материальному началу дается место наравне  с идеальным и духовным, далее принцип единства всецело совмещается с коренной множественностью единичных существ (как например, в монадологии Лейбница) и так далее. Наиболее полные системы метафизики стремятся, исходя из одного основного начала, связать с ним внутренней логической связью все другие начала и создать, таким образом, цельное, всеобъемлющее и всестороннее миросозерцание.”[1].


Философ             (учение,система)

Качество признаваемого основного начала или всемирной сущности

Количественное определение всемирной сущности

Способ бытия сущности

Способ познания сущности

 

Материя.

Идея

Внутренне одушевленная сила

Самосознательный разумный дух

Одна

Две

Несколько

Беспредельное множество

Статический

Динами-ческий

Рациональный

Эмпирический

Мистический

 

Философские системы,
классифицируемые по качественному определению всемирной сущности

 Материализм

Общая характеристика

Ищет основное начало или всемирную сущность  в том,
из чего состоит или происходит все существующее (Ф.С.- С.280)

Отдельные виды материализма

Гилозоисты

Да

     

Да

               

Общая хар-ка

Гилозоизм

Понимает свою мировую сущность монистически- 
как  единственную и нераздельную (Ф.С.- С.281.)

Демокрит, Чольбе

                         

Общая характеристика

Атомизм

Понимает свою мировую сущность плюралистически – 
как множественость неделимых единиц

По образу бытия сущности – статическая, не признает связного и последовательного процесса или развития вещественного бытия .(Ф.С.-С.281)

Эволюционисты.

Да

               

Да

     

Общая характеристика

 По образу бытия  является динамической, признает  связный и последовательный процесс и развитие вещественного бытия

                           

 Идеализм

Общая характеристика

Может полагать в основе мира или единую творческую идею, или две , или несколько, или, наконец, неопределенную множественность идей,  а по образу бытия идеи ( или начала)  понимается здесь или только  со стороны своей пребывающей сущности, или же как допускающее  в себе и процесс развития

Сущность заключается в умопостигаемой форме или идее, определяющей всякое бытие. ( Ф.С.-С.280)

Противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и  т.д. упразднено здесь односторонне  , в сфере чистого мышления, т.е.  все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, т.е. истины, в человеческой и мировой жизни.(Ф.С.-С.141)

Идеалисты разных типов

Платон

Да

Да

     

Да

   

Да

     

Да

Полное название и общая характеристика

Объективный дуалистический идеализм статической формы  мистического содержания

(Основан на резком противоположении  двух областей бытия: мира  умосозерцаемых идей, как вечных  и истинных  сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием).

Относится к системам сложным или синтетическим: материальному началу дается место  наравне с идеальным .(Ф.С.-С.139)

Беркли

                         

Общее название

Идеализм берклеевского типа.

( Здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое  божеством с одной стороны и множеством тварных умов – с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей ( в англо-французском смысле этого слова), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только  пустое отвлечение, которому  лишь по недоразумению философов приписывается  самостоятельная реальность.(Ф.С.-С.140.)

Юм, Милль

                         

Общее название

Идеализм английской школы

Имматериализм Юма

( Своеобразно  сочетается  с эмпиризмом и сенсуализмом.  Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что  не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее  сводится  здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом  ( у Юма) обнаружил  свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал идеализм трансцендентальный (Ф.С.-С.143).

Кант

Да

Да

                     

Общее назва-ние

Идеализм трансцендентальный,

Согласно  которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума;  таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальной сущностью, определяемой функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания ( мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский Идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального идеализма.

Основное различие между всеми  четырьмя видами трансцендентального идеализма (у Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля  может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое однако, по необходимости остается для нас неведомым.(Ф.С.-С.141).  

Фихте

 

Да

   

Да

               

Общнн назва-ние

Субъективный идеализм

( …  У  Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или  я к постепенному созиданию своего, вполне идеального мира. (Ф.С.-С.141.)

Шеллинг

 

Да

   

Да

               

Общее название

Объективный идеализм

(У Шеллинга  эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова(Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих.(Ф.С.-С.141)

Гегель

 

Да

   

Да

       

да

Да

   

Общее название

Абсолютный идеализм

( … Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное, диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.)(Ф.С.-С.141).

Спиритуализм

Спиритуа-лизм

     

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

     

Общая характеристика

Может полагать в основе мира или единый творческий дух, или два духовных начала, или несколько, или, наконец, неопределенную множественность единичных умов или духов, а по образу бытия духовное  начало ( или начала)  понимается здесь или только  со стороны своей пребывающей сущности, или же как допускающее  в себе и процесс развития (Ф.С.-С.281).

Отдельные виды спиритуализма

                           
                           

Панпсихизм.

Панпсихизм

   

Да

 

Да

Да

Да

Да

Да

да

     

Общая характеристика

Может полагать в основе мира или единую творческую внутренне одушевленную силу, или две, или несколько, или,  наконец, неопределенную множественность единичных сил , а по образу бытия одушевленная сила  ( или начала)  понимается здесь или только  со стороны своей пребывающей сущности, или же как допускающее  в себе и процесс развития(Ф.С.-281)

Отдельные виды  панпсихизма

Индивидуализм

   

да

                   

Общая характеристика

Признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим  мировым единством в той или другой  его форме. Типичным  представителем такого воззрения  философии  следует считать Лейбница, с его монадологией.(Ф.с. –С.143)

                           
 
Философские системы, классифицируемые по  количественному определению всемирной сущности

 

Монизм

Да

Да

да

Да

да

     

Да

да

     

Общая характеристика

Всемирная сущность полагается безусловно единою (Ф.С.-С.280).

Дуализм

                         

Общая характеристика

Принимает в основе мира двойственность самостоятельных начал (Ф.С.-С.280-281).

                           

Определенный плюрализм

                         

Общая характеристика

Признает в основе мира несколько самостоятельных начал (Ф.С.-С.281).

                           

Неопределенный плюрализм (апейризм)

                         

Общая характеристика

Представляет мировую сущность как изначала раздробленную на беспредельную множественность самостоятельных единиц (Ф.С.-С.281).

                           

Философские системы, классифицируемые  по способу бытия сущности

Субстанцио-низм (метафизика пребывания) 

Да

Да

да

Да

                 

Общая характеристика

Не признает связного и последовательного процесса или развития сущности (Ф.С.-С.281).

                           

Процессуа-лизм (метафизика изменения)

                         

Общая характеристика

Признает связный и последовательный процесс или развитие сущности (Ф.С.281).

Философские системы, классифицируемые по способу познания сущности

Рационализм

                         

Общая характеристика

Признает за человеческим разумом высшее и решающее значение (Ф.С.-С.431)

Эмпиризм

                         

Общая характеристика

Признает  «известное  данное в опыте отношение явлений» как «необходимое, то есть закон» потому, что « это отношение  всегда наблюдалось и находилось до сих пор» (Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.I.М.,1988.- С.767).

Мистицизм

                         

Общая характеристика

 Допускается возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания – сущностью всего, или божеством (Ф.С.-С.288).

                           

Ниже приводится таблица всех мыслимых сочетаний[2] по предложенным основаниям метафизических  систем. Данная таблица аналогична таблице Менделеева.

РАЦИОНАЛИЗМ

Динамические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

                               

Статические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

                               

 

ЭМПИРИИЗМ

Динамические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

                               

Статические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

                               

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

апейризм

                               

14

МИСТИЦИЗМ[3]

Динамические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

       

Соловьев[4]

                     

Статические

Материализм

Идеализм

Панпсихизм

Спиритуализм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

Монизм

Дуализм

Определенный плюрализм

Апейризм

         

Платон

                   



[1] В.С.Соловьев Философский словарь. Ростов-на Дону. 1997.-С. 281.(Далее сокращенно Ф.С.)

[2] В советской и российской философии проблема сочетаемости элементов философских систем ставилась во многих исследованиях. Нас интересует диссертация Туренко, который писал по этому поводу следующее: « В истории философии наблюдаются, далее, самые различные сочетания вариантов онтологии с гносеологией. И материалисты, и идеалисты могут быть как рационалистами (Спиноза и Гегель), так и эмпириками (Бэкон и Беркли). Одну и ту же посылку эмпиризма могут использовать и материалисты и субъективные идеалисты. В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" отмечает, что и Беркли, и Дидро исходили из Локка. Если возможны самые различные сочетания материализма и идеализма с эмпиризмом и рационализмом, то следует поставить вопрос о том, какое же сочетание является истинным и в чем критерий истинности. В.Соловьев предлагает определенный вариант этих сочетаний, считая критерием истинности данных сочетаний логическую необходимость. Здесь отчетливо проявляется характернейшая черта воззрений В.Соловьева, именно: его склонность удовлетворяться схоластикой выведения одних положений (понятий) из других. Ибо чисто умозрительное решение всех этих вопросов без обращения к практике как критерию истины есть схоластика. Только практика (разумеется, в единстве с теорией) может помочь отсеять истинные представления от ложных».( См.:Туренко Ю.Д. Цит. Соч.-С.209).

В приведенных размышлениях автора видно узкое  понимание истинности, а именно: принимается только эмпирическая истинность и не принимается истинность аналитическая. Аналитическая истинность. – это истинность, в установлении которой используются аналитические методы, основанные на анализе смысла терминов суждения. Ясно, что суждения об абстрактных объектах могут быть только аналитически истинны. Таковыми и являются, например, суждения "чисто" математики. Так, истинность суждений "2х2=4", "диагональ и сторона квадрата несоизмеримы" невозможно установить никакими наблюдениями, измерениями и экспериментами. Ее можно установить лишь на основе смысла и значения в первом случае терминов "2", "4", "х", а во втором случае – терминов "диагональ", "квадрат", "соизмеримость". То же самое можно сказать и об объектах философии и теологии. Какая практика может подтвердить истинность суждений о мировой душе, абсолюте.? Если это так, то как можно говорить о проверке философских суждений практикой, если это невозможно сделать? Значит, можно говорить о философских суждениях и их сочетаниях, в виде сочетания философских элементов, как таких, истинность которых может быть только аналитической. В этом плане более интересна позиция Соловьева, которого здесь критикуют  за то, что истинность он понимал не по марксизму-ленинизму. Судя по цитате из Туренко, Соловьев принимал аналитическую истинность.

Во времена самого Соловьева также ставилась проблема сочетания, а если точнее, то проблема правильного сочетания философских элементов. Например, в Богословском вестнике. Март.1893.-С.401 писалось: "Шеллинг, Гегель, Шлейермахер сделали опыты соединения своих пантеистических философем с христианством. Но эти опыты оказались неудачными и не могли иметь  прочного  успеха, потому что  нельзя соединять в одно разнородное, - пантеизм с верой в личного Бога. Приходилось жертвовать то философией  в пользу христианского учения, то этим последним в пользу философии, а от этого страдали цельность  и философии  и христиан".

[3] К мистицизму Соловьев относит  учения следующих мыслителей :  Лао-цзы, Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, Платон, Филон, Гермес Трисмегист, неоплатоники, гностики, Ориген, псевдо-Дионисий, Макарий Египетский, Исаак Сирин, афонские иноки, Григорий Палама, Максим исповедник, Эригена, сен-викторская школа, Бонавентура, Св. Тереза, Экхарт, каббалисты и суффии, Парацельз, Бемэ, Сведенборг.

[4] Интересное название метафизической системы Соловьева предлагает Мешков. Он считает, что эта метафизика представляет систему объективного идеализма монистического характера процессуальной формы мистического содержания. Такая характеристик взята не из словаря, а выведена путем адекватной (т.е. не вкладывая собственного понимания) понятийно-терминологической расшифровки, произведенной самим философом. См.:А.Н Мешков А.Н.«Энциклопедичность как явление культуры» (На примере анализа религиоведческой и философской проблематики словарно-энциклопедических изданий). Дис…. канд. филос. наук. М..,  1994.- С.53.


 

Я приглашаю Вас присылать интересные для читателей и Вас работы
Николай

avtor@spasi.ru

SpyLOG