Наша библиотека
иеромонах Митрофан (Волкодав)
Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию»
ПРИМЕЧАНИЯ -1-
1Быть православным (orthodokso) буквально означает правильно мыслить, иметь правильное мнение, представление.
2Добротолюбие на церковно-славянском языке. Изд. 10-е. Тутаев, 2000. Прим. 3 на с. 231.
3Добротолюбие на церковно-славянском языке. Изд. 10-е. Тутаев, 2000. Гл. 83. С. 186.
4См.: Климент (Зедергольм), иеромонах. О жизни и трудах преподобного Никодима Святогорца. М., 1865 / Изд. 2-е. СПб., 1988. С. 3–4.
5Один из лучших специалистов в этой области Антон-Эмиль Н. Тахиаос указывает конкретные афонские рукописи XIII–XV вв., к которым восходят тексты «Филокалии». Например, рукописи из Ватопедского монастыря 605 (XIII века) и 262 (XVвека) и из Великой Лавры 322 (XIII века). См.: Tachiaos A.-E. N. O Paisios Belitskovfskii (1722–1794) kai i askitikofilologiki; scholi tou. Thessaloniki, 1984 / Institute for Balkan Studies № 73. Thessaloniki, 1964. S. 111.
6Преподобный Никодим в совершенстве владел древнегреческим, латинским, итальянским и французским языками.
7Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 5. М., 2000. С. 524.
8Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 113.
9В XX веке части «Добротолюбия» появились на румынском (1946), французском (1953), английском, немецком (1957) и итальянском языках. Первый том английского перевода русского «Добротолюбия» святителя Феофана под названием «Writings from the Philokalia on Prayer of the Heart» напечатан в 1951 г. Второй том, «Early Fathers from the Philokalia», издан в 1954 г.
10Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 119.
11Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Париж, 1976. С. 101.
12Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 121.
13См.: Житие молдавскаго старца Паисия Величковскаго, составленное схимонахом Митрофаном (Переложено с славянскаго на русский язык архимандритом Агапитом Беловидовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Изд. Козельской Оптиной пустыни, 1906 / М., 1991. С. 93–94.
14Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 109.
15Житие молдавскаго старца Паисия Величковскаго, составленное схимонахом Митрофаном (Переложено с славянскаго на русский язык архимандритом Агапитом Беловидовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Изд. Козельской Оптиной пустыни, 1906 / М., 1991. С. 94.
>16Святитель Макарий отослал экземпляр венецианской «Филокалии» преподобному Паисию сразу после ее напечатания.
17Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 127.
18Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 130.
19О начале издания Оптиной пустынью святоотеческих творений, главным образом переводов преподобного Паисия Величковского, сохранился следующий рассказ. В 1846 г. старец Макарий гостил в родовом имении Киреевских, в селе Долбине. Старец беседовал о недостатке книг, которые могли бы служить надежным руководством к деятельной христианской жизни, и между прочим сказал, что у него есть много рукописей творений святых отцов перевода преподобного старца Паисия. «Что мешает явить миру эти духовные сокровища?» – спрашивают Киреевские. Старец отвечал, что никогда не занимался изданием и не дерзнет просить о напечатании. Тогда Киреевские предложили от себя попросить московского митрополита Филарета разрешить напечатание. Святитель Филарет Московский разрешил издание, которым и занялась целая комиссия ученых. См.: Яцимирский А. Н. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. С. 550–551.
20Письмо святителя Игнатия (Брянчанинова) к оптинскому старцу иеросхимонаху Макарию от 20 июля 1855 г. См.: Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игум. Марк (Лозинский). М.–СПб., 1995. С. 81.
21Они имеются в славянском «Добротолюбии».
22Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 3.
24Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана. М., 1915. С. 374.
25См.: Преподобный Григорий Синаит. Творения / Перевод с древнегреческого епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 139–145.
26Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 146.
28Письмо святителя Игнатия (Брянчанинова) к оптинскому старцу иеросхимонаху Макарию от 30 апреля 1853 г. См.: Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игум. Марк (Лозинский). М.–СПб., 1995. С. 81.
29Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение византийского мистицизма старцем Паисием Величковским (1722–1794) // Cyrillomethodianum XVII–XVIII. Thessaloniki, 1993–1994. С. 211.
30Отношение преподобного Паисия к переводу очень точно характеризуют слова святителя Филарета Московского: «Лучше оставить темное темным, чем дать читателю нашу мысль вместо мысли святого отца». См.: Архимандрит Леонид (Кавелин). Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861 / Оптина пустынь, 1995. С. 175.
31Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М., 1907. Кн. 9. С. 473.
32Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. С. 137.
33Письмо святителя Игнатия (Брянчанинова) к рясофорному послушнику Оптиной пустыни о. Петру от 7 августа 1839 г. См.: Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игум. Марк (Лозинский). М.–СПб., 1995. С. 84.
34Добротолюбие на церковно-славянском языке. Изд. 10-е. Тутаев, 2000. С. 211.
Автору можно писать (и заказать книгу) по e-mail:
П р а в о с
л а в н а я с т р а н и ц а Н и к о л а я А р д а б ь е в с к о г о
Мы рады любым
замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите
Н. Ардабьевский
(8-916-315-5305 моб.тел. Москва)