На главную страницу узла
На главную страницу библиотеки 

Наша библиотека

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиеписком Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)   /17 kb./

“СИРЕНЫ”
(Первые слова о войне)

“За Церковь”
1940
Druch: Otto Schmidt (vormals Speer &Schmidt), Berlin SW68.

 

Вчера ночью загудели сирены, и нам всем пришлось сойти в подземелье... Начавшаяся война еще ближе, еще непосредственнее всеми нами почувствовалась.

Не знаю, с какими чувствами каждый из вас сходил в свой подвал, но было бы утешительно, если бы каждый из вас туда сходил и не с боязливостью и не с беспечностью; а с молитвенной покорностью воле Всевышнего, проявляющейся даже в этих страшных событиях... И - с покаянным духом.

Всем из нас дана эта возможность покаянного стояния пред волей Божией, покорность ей, смирение пред ее великими определениями.

Бывают в жизни человеческой часы деятельности, видимого всеми строительства... Бывают часы ожидания, углубления жизни, сосредоточения, построения и укрепления внутреннего человека... И те и другие часы - от Господа.

Часы и минуты ожидания налета и связанной с ним опасности для нашей земной жизни, даны нам свыше. Нам дано уразуметь их значение.

Ночной, неожиданный, желающий разрушить наше земное существование налет, есть образ и подготовка неожиданного для нас всех прихода нашего Господа и Спасителя, грядущего судить живых и мертвых, бодрствующих и спящих.

“Се Жених грядет в полунощи и блажен раб егоже обрящет бдяща. Недостоин же паки егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися; но в о с п р я н и”...

Такими словами мы подготовляемся к встрече Спасителя, встрече неотвратимой для нас, смертных, Спасителя, могущего ежемгновенно придти за нашей душой, чтобы изъять ее из мира.

И, конечно, если наша душа действительно обручилась Господу, обручением крепкой веры, любви к Нему, надеждою на Него, - она не испугается от приближения земного конца и покорно выйдет навстречу Спасителю.

Всякая опасность для нашей земной жизни есть стук Самого Христа Господа в нашу дверь.

Стучит Он часто, пробуждая нашу душу.

Но отворит - один раз.

Подошедший к нашей двери сегодня, Он, может быть, опять отойдет, не отворив двери... Но – кто знает – может быть отворит.

Слыша стук, мы должны приготовиться. Мы должны среди ночи своей не только проснуться, но и истрезвиться, бодро встать пред Господом и уготовать сердце свое.

Не воспринимайте сирену противоаэропланной защиты слишком материально. Это – ангельский голос, по повелению Всевышнего, будящий нас среди глубокой и темной нашей человеческой ночи.

Голос этот желает спасти не только наше тело, но и нашу душу. Это голос божественной воли, пробуждающей нас.

Душа, понявшая значительность этих минут пробуждения, возьмет в подземелье, вместе с электрическим фонариком своим, и другой свет: Евангелие и молитвенник... Эти небесные огни, в минуту сошествия под землю, ей нужны более, чем какой либо другой свет.

Все противогазовые убежища должны стать п р и б е ж и щ а м и - к Богу. Христианин не убегает... христианин п р и б е г а е т к Богу, прячась в обителях Божьего Духа. Прибежищами тихой внутренней молитвы, глубочайших покаянных переживаний, чистых размышлений и порывов духа, да будут наши убежища.

Венцом этих молитвенных катакомб Господь дал нам наш храм. Он есть наше общее прибежище, наша общая катакомба. В минуты горести, уныния, страха, слабости духа в эти страшные месяцы (может быть, годы), всякий может прибегнуть к этому храму, нашему последнему прибежищу земному. А на стенах этого храма невидимо написаны слова : “Г о с п о д ь м о е п р и б е ж и щ е, м о я с и л а”. – Место святое, Господу отданное и от Господа дарованное, оно, воистину, прибежище, среди бурь и грома войны. Здесь наше единение, здесь наше очищение, наше утешение...

10 /1X 1939

 

“ПЕРЕПАШКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”

Всякую войну и всякую болезнь принимать надо покаянно... Входя в бедствие, облекаясь в страдание, надо прежде всего, искать очищения, Как и все бедствия, война - п е р е п а ш к а з е м л и ч е л о в е ч е с т в а.

Не для того, только, чтобы запахать старую бесплодную землю, но и для того, чтобы посеять Свое семя, посылает Господь человеку болезнь, человечеству – войну.

Господь начал, сейчас перед нами и среди нас, прорезать лезвием землю старого мира, на которой не оказалось ожидаемых всходов... В это время особенно благословен труд сеяния правды, чистоты и любви, зерен Христовых, зерен Новой жизни. Повысилась ответственность христиан, чрез которых Господь сеет в мир Свое слово, Свой дух. Как личным примером, так и словом мира и истины, христиане призываются воодушевлять и ободрять мир.

Люди сейчас перестают (и, по мере умножения бедствий, все более и более будут переставать) быть пресыщенными, самодовольными... Многие уже в растерянности, Другие в недоумении. А иные близки к отчаянию. Почва, на которой они думали жить и строить свое житейское благополучие, теперь трясется, Ценности, к которым они стремились, теперь теряются и разрушаются. Близкие, в которых многие полагали свою жизнь, погибают. Все, на что надеялись, чем жила душа человечества, сейчас уходит, исчезает, как трава за плугом.

Некуда уйти от действительности. Некуда спрятаться. Исчезли безопасные места в мире; исчезли острова и сокрылась пустыня, куда убегали люди, спасаясь от бедствий войны. Сегодняшняя война всюду застает человека и всюду требует от него ответа. Ответа – Богу. И, пока не ответит человек, на войну истинным ответом, война мучает человеческую душу томлениями великими.

Повысилась ответственность верующих людей… Мы должны стоять стойко, в духе Господнем, и укреплять окружающих. Души задыхаются от воздуха войны… И многим скорбно, той скорбью, о которой Господь сказал Своим ученикам: “В м и р е с к о р б н ы б у д е т е”.

”Но – добавил Господь – м у ж а й т е с ь, и б о Я п о б е д и л м и р!”

Это мужество пред злом мира, пред всеми его неправедными оценками и ценностями, и среди всех его неистинных отношений, заключается не только в том, чтобы сеть и уметь говорить Божью Правду, когда надо ее явить, но и в том, чтобы бодро, просветленно, в духе и истине взирать на совершающееся... Не унывать, не расслабляться, не колебаться, но еще более воспламеняться верой от всех ветров земля.

Господь Иисус Христос, стоит и сейчас пред всем, среди всего. Последний Победитель всего. Он среди мира, всей его скорби. Огонь Божественной силы Он несет в Своих руках человеческих. Он протягивает эти руки и говорит нам: “Прейдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, - все изнемогающие, - и Я успокою вас”.

Если бы услышать это слово, и всегда его слышать среди грохота, кликов и стонов войны. Лишь бы не перестал для нас, звучать этот сладчайший голос Христов, и не заслушался фанфарами побед, или стонами побежденных... Этот голос несет истину: Господь Иисус Христос – П о с л е д н и й П о б е д и т е л ь в с е г о. “Мужайтесь, ибо Я победил мир”. У ж е п о б е д и л, а праздновать Свою победу приду потом, когда вся пшеница созреет для Моего Царства.

За всеми событиями, как бы ни поражали они нас, будем слышать этот голос, призвающий нас сохранить нашу веру. Верой мы черпаем силу жизни, Веяние Духа Утешителя посылается нашей вере, чтобы мы утешались и утешали , Будем же верны своей вере.

“Царю Небесный, Душе истинный, Иже везде сый и вся исполняяй, вселися в ны, очисти и утеши нас, утешением истинным. И даруй нам, утешенным Тобою утешать ближних наших, Ибо Ты сошел в мир, утешать людей скорбных, ожидающих последней победы Христовой”.

17/1X 1939.

 О “ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ” ЧЕЛОВЕКА.

“На вершине горы все пространство
Его – Святое святых; вот закон
Храма”.
(Иезек. 43, 12).

В мире сейчас говорят о “жизненном пространстве”...

Задумаемся и мы христиане над этим.

Есть какое-то пространство, необходимое для жизни каждого народа и каждого человека. Будет это пространство, - будет жить народ и человек; не будет пространства достаточного, - захиреет человек и не сможет жить народ. Это верно. Но было бы несоответственно всей глубине человеческой жизни,понимать это пространство лишь как плоскость материальной жизни, величину материальной меры.

“Не одним хлебом жив будет человек”, - эта истина есть отвержение лжи искушения и утверждение порядка жизни, живого закона человеческого бытия.”Не одним хлебом”... Это значит: - не одной землей будет жив человек.

Земля нужна, Хлеб необходим. Без хлеба мы не можем жить на земле. И без земли не можем быть людьми. Но в наше жизненное пространство, кроме хлеба и земли, входит и ряд иных ценностей, поднимающихся, как лестница Иаковля, от земли к небу. Каждый человек имеет свои ступени ценностей, без которых он не может и не хочет жить. Ценности всех верующих людей, и даже всех неверующих, и даже материалистов, возвышаются над материальным...

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО У ВСЕХ ВОЗВЫШАЕТСЯ НАД ЗЕМЛЕЙ. Даже у тех, кто видит лишь землю. И это есть лучшее доказательство, что человек не только житель земли.

Вот – ребенок. Он, как будто, связан одними материальными ценностями и очень ограниченным пространством. Но его любовь к матери есть уже погружение в мир чудесный и безграничный... Наступает юность, расширяются границы материального мира: но расширяется и ум человека, хотя сердце не всегда ему следует. Тяжелые земные границы сковывают человека, но скованный дух его, все более и более, ищет свободы, идет за ее земными призраками, или обретает свою истинную свободу в Духе.

У человека – как бы материалистичен он ни был в своей философии, - есть много душевных радостей, утешений и отдохновений, много мыслей, - даже тревог и волнений, которые дороги ему, как насущный хлеб, и даже более насущного хлеба. Все чистые (и, даже, смутные) сердечные привязанности человека; все его светлые и жертвенные заботы; все его горение творчества, труда, исканий, предвкушающих и нахождение. А горячность благородной борьбы с трудностями и опасностями?... А тихая радость семейного уюта или впечатления совместных дружеских переживаний?... Как богато поле н е м а т е р и а л ь н о й ж и з н и – то “ближнее “доступное всякому (даже неверующему!) “небо”, высоко поднимающееся над плоскими крышами материальных ценностей.

Мы говорим только о “душевном” благе, но уже высоко поднялись над землей. Где же мы будем, когда станем говорить о небесной жизни д у х а, столь близкой, столь доступной каждому человеку... жизнь веры Христовой, жизнь любви Христовой, жизнь надежды Христовой, что ты нам открываешь и куда ведешь?

Испытавший прикосновение Животворящего Духа к своей жизни, знает, сколько велика радость Его прикосновений, и сколь богата жизнь в Его веянии.

Достаточно сказать, что многие люди, во всех странах мира, и во все века христианской истории, были готовы оставить решительно все, не только материальное, но и душевное, чтобы полнее последовать за Христом, совершеннее войти в веяние Его Истины. Многие, в истории человечества, отверглись и всего своего, и себя. “Погибнув” для своей ветхой жизни, они находили себя новыми, воскресшими и блаженными – у Христа: уже в этом мире вкушая то, о чем апостол сказал, вслед за пророком : ”Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. (1 Кар. 2, 9; Ис. 64, 4).

Широко жизненное пространство нашей человечности ! Какой безмерный мир мудрости, красоты и утешения может открыться в самом бедном, обездоленном и ограниченном человеке... И какая тьма, скрежет зубовный и страдание могут наполнить самого богатого, сильного, могущественного, расширившегося до последних пределов земли, человека... “Не е д и н ы м х л е б о м ж и в ч е л о в е к”... Не единым пространством сей земли он широк, славен и счастлив.

Пусть деятели государственные говорят о пространствах нужных их народу и ищут этих пространств. Это их забота. Пусть общественные работники размышляют о социальном пространстве, необходимом для каждого гражданина в стране... И здесь люди могут найти свою правду. Пусть призванные рассуждают о количестве хлеба, нужного для каждого, чтобы все были сыты и довольны... Это тоже добрая забота.

Но - “не о д н и м х л е б о м ж и в б у д е т ч е л о в е к”. Таинственную жизнь человеческую мы поймем, лишь насколько поверим этому закону. Человека мы увидим лишь насколько услышим это слово:” Не одним хлебом жив будет человек”.

Мы, х р и с т и а н е, люди надежд, столь же безмерных, как и верных, - радуемся, думая л безмерной жизни, которую Бог дал каждому человеку, и которая начинается уже здесь, уже сейчас, внутри нас, внутри всех, кто ее принял.

Эта близкая, и так легко – верою – доступная нам безмерность жизни есть Христос. Благо Непреходящее. Вечная Жизнь.

Если бы душа человека в мире, слыша речи о “жизненных пространствах”, спрашивала и не уставала спрашивать смою себя: ”Душа, каково твое жизненное пространство ? Чем ты печалишься в мире и чем ты радуешься? Не печалишься ли о преходящем, не радуешься ли о суетном и греховном? Или ты отдала свою печаль и свою радость Богу, и лишь пред Лицом Божьим видишь мир в его радостях и горестях ? Скажи, душа, не простираешься ли ты ко злу, не в нем ли полагаешь свое упокоение; и не в грехах ли свою отраду? Или, может быть, ты так широка и вместима для ценностей сего мира, что вечные ценности и блага теряются на твоем жизненном пространстве ?... Ответь, не медли, ибо время коротко и Христос “при дверях ”.

И если бы душа могла ответить :

И с т и н н о е ж и з н е н н о е п р о с т р а н с т в о м о е е с т ь - Х р и с т о с.

Блаженны люди, цари и народы ведущие это, ищущие Его Царство, слышащие Его слова : ” Входите тесными вратами, потому что широки врата и п р о с т р а н е н путь, ведущие в погибель и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матв. 7, 13-144).

22/X 1939.

О “ЗАТЕМНЕНИИ”.

“От шестого же часа тьма была
по всей земле до часа девятого”.
(Мф. 27, 45 ).

В центре человечества, в Европе потух свет и тьма охватила села и города. Неуверенно двигаются люди во тьме. Лишь в домах, в частных жизнях остался свет; но чтобы этот свет не показался миру, надо его скрывать, надо загораживать его, надо затемнять его... В мире должна быть полная темнота, ничем не нарушаемая ночь. “От шестого же часа тьма бысть по всей земли”.

Пусть отыскивают иные причины затемнения мира, те, кто смотрит лишь на внешний покров явлений, не улавливая глубины жизни. Но тот, кто проникнет за цепь внешних причинностей, увидит великий простор и всю правду. Над народами повисла тьма, потому что р а с п я т Х р и с т о с. “От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого”... А что было пред тем? А было пред тем то, что Пилат “отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие”(Мф. 27, 26). И воины “взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк”. “И сплетши венец из терна, возложили Ему на голову” и... “насмехались над Ним, говоря: “радуйся, Царь Иудейский !” (ст.29). “И плевали на Него”... “И повели Его на распятие”(ст.31). И, пред Распятым, пошедшим добровольно на распятие, чтобы восторжествовала правда иного мира, стали проходить самоуверенные, довольные собою люди, и останавливаясь пред Крестом, злословили и смеялись над распятым Богочеловеком, “кивая главами своими” . - “Если Ты Сын Божий, сойди со Креста”, говорили они, глядя на нечеловеческие муки Богочеловека, распятого за человеческие грехи.

И стенала природа, видя распятие Правды Божией. И метались птицы. И одна малиновка, говорит человеческое предание, подлетев к голове Страдальца, вынула один терн. А люди стояли, “насмехались” и говорили: “других спасал, а С е б я С а м о г о не может спасти !”... Спасай С е б я С а м о г о”. И не понимали, что не за С е б я С а м о г о распят Сын Божий, а за их же грехи, за их величайшие и бесчисленные беззакония... “Пусть сойдет с креста и уверуем в Него”. Пусть умертвит воинов, Его распявших... Тогда уверуем в Его силу над миром.

Так же, распятый с Ним разбойник поносил Его.

И - настала тьма.

Люди, в истории, приспособились к этой тьме. Они научились озарять эту тьму, нависшую над ними, своими огнями. Своими человеческими огнями. Чтобы не была страшна тьма нависшая над человечеством, чтобы не заметна она была там, где идет веселье и оживленные кипят города и люди стремятся к бесчисленным развлечениям.

Люди сделали эту тьму “от шестого часа, до часа девятого” - не бывшей. Из-за Христа не должна омрачаться земля. Из-за Распятого Иисуса не должно человечество себя лишать своего свободного веселья, своих увлекательных жизненных интересов... И тьма мира светилась миллионами фонарей, бесчисленными иллюминациями, превратившими ночь в день, тьму в свет.

Но, вдруг, этот свет потух.

И не в каком либо одном городе, а во всех городах, селах, деревнях и столицах. На всех дорогах. На всех путях к широкому веселью.

Смотрите, как осеклась жизнь ! Все ходят осторожно, все глядят осмотрительно. Излишнее веселье обуздано. Люди увидели тьму.

Как это прекрасно, братья! Мы увидели тьму. Ту самую тьму, которая наступила после распятия нашего Господа. Это не другая какая либо тьма! Это та самая тьма, которой творение ответило на распятие Творца. Это – святая тьма. Не ропщите, окруженные ею. Но примите кротко ее, примите благодарно, обуздайтесь ею, слушайте, что она вам говорит, что она вам напоминает.

Въехав в эту страну на четвертый день войны, пересекая ее в наполненных тихими людьми поездах среди невидных станций, городов и селений, я благословлял Господа за ту новую тишину, которую Он дал земле, среди всех ее бурь. Это тишина – многознаменательная. Она вводит человека в н у т р ь; она смыла с человеческих глаз и с человеческого сердца пыль самой страшной суеты – ночной суеты, - когда огромные города мира наполнялись мечущимися людьми и автомобилями, когда благословенный вечер и святая ночь, время покоя и молитвы, неестественно превращались для человечества в неистинный день греховного бодрствования и возбуждения...

И вот человечество, вот Европа, когда то христианская, а теперь ушедшая от Распятого Христа, оказалась опять на Голгофе страдания.

Пусть она не думает, что это только ее Голгофа, ее страдание.

Нет, это прежде всего, Голгофа Христа. В этом – вся скорбь; но в этом и вся радость наша.

Да, мы во тьме. Да, мы среди самого страшного преступления против Божественной Любви... Но мы о к о л о Л ю б в и. Около самой высшей в мире Любви: - Господа Иисуса Христа.

12/X1 1939.

 

 

Я приглашаю Вас присылать интересные для читателей и Вас работы
Николай

avtor@spasi.ru

П р а в о с л а в н а я с т р а н и ц а Н и к о л а я А р д а б ь е в с к о г о

SpyLOG