|
Довольно часто считается, что повторный
брак при живых бывших супругах
представляет собой что-то, подобное блуду.
В истории Церкви были прецеденты, когда
те или иные отцы Ее давали повод судить
именно так. Однако, для того, чтобы быть
адекватными нашему нынешнему состоянию и
предрасположенностям в оценке греха,
надо отдавать себе отчет в том, что мы
сами есть. И насколько действенна наша
осознаваемая ответственность за свои
дела: не все же валить на милосердие Божие.
Апостол Павел говорит: "Итак я желаю,
чтобы молодые вдовы вступали в брак,
рождали детей, управляли домом и не
подавали противнику никакого повода к
злоречию" (1 Тим. 5, 14). Это о вдовах. То
есть, тех, кто объективно поставлен в
состояние тяжкого человеческого, да и
бытового одиночества.
Но брак распавшийся, будь то венчанный
или невенчанный - он же ситуационно еще
более неоднозначен!
Бывает так, что оформление этого брака
было осознанным, исполненным самыми
светлыми намерениями. Бывает, что он
становился для людей "механистичным",
не менял ничего в первоначальной
самостной безответственности одного или
обоих формальных супругов. И в том и в
другом случае, жизнь могла повернуться
так, что эта святая связь стала путами,
когда либо один из супругов тянет другого
на дно, либо дороги их и действительно (чего
уж там) расходятся.
Ну и, поразмыслите : как быть в таком
случае с принципиальным сохранением
формального и освященного брака? Считать
его наполненным магическими "вето"?
Или просто упрямо, несмотря ни на что
отталкивать от себя признание его
несостоятельности? И это - лишь тогда,
когда Вы относитесь к нему серьезно.
А если нет? Если один супруг осознает и
ценность и ответственность за уже
существующее, а другой - нет? И т.д. и т.п.
У Церкви однозначного рецепта на этот
счет не существует, и это очень
справедливо. Каждая коллизия уникальна.
Возможны исключения, и епископы давали
благословения на повторные браки
императорам и простолюдинам.
Однако, христианин тем и отличается от
любого иного верующего, что обращается к
епископу только тогда, когда не хватает
для принятия решения, для взятия на себя
ответственности своей собственной воли и
совести. Мы находим ответ в своем сердце:
если оно советует терпеть - терпим, если
не касаться - смиряемся, если не быть в
тягость - уходим. Мы - каждый - отвечаем
только за самого себя. И если жизнь с
супругом или супругой становится не во
благо, а во зло, рождающее все новое зло,
то зачем, зачем устраивать на
формализированном основании церковного
таинства храм раздора? Может быть, пока
есть еще возможность, время - начать все
сначала, снизу, с нуля?
В том числе и не одному, а вместе с иной
родной душой?...
sn
|