Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Очень тяжело говорить с людьми неверующими о вещах, которые нужно принимать только верой. Мой знакомый утверждает, что человека после смерти нужно сжигать - это мол экономит площадь земли, денег, и вообще как-то не приятно осознавать, что тело в земле будет съедено червями. Я пытался ему пояснить это с точки зрения Церковного вероучения, по мере своих знаний, но это его не убедило. Может есть какое-то объяснение этой христианской традиции науки с научной позиции, а не только вероучения?

О Т В Е Т:

Уважаемый N,
По-моему Вы правы, что тяжело говорить с неверующими людьми, пользуясь категориями веры. Но, в данном случае, речь идет не столько о вере, сколько о религиозной, культовой традиции "пристойного погребения", которое в христианстве выражается в предании останков земле.
Это вовсе не означает, к примеру, что христианин, который погиб в море, на пожаре, замерз где-нибудь в Арктике или съеден волками, обязан считаться, соответственно, утопленником, сожженным или вовсе непогребенным, что будет, якобы, влиять как-то на дальнейшую судьбу его личности или души. Ведь религиозные традиции погребения вообще, это дань уважения и памяти покойного и, одновременно, соблюдение социальной пристойности в каждой отдельной сложившейся культурной среде.
С традиционной российской - культурной и христианской точки зрения - погребение в земле, разумеется, максимально пристойно. Вы и сами ощущаете это, так как подобное совпадает с Вашими собственными представлениями о пристойности, как человека, принадлежащего именно к  нашей религиозной и этнической культуре.
Одновременно, не должны шокировать и чьи-либо иные, не совпадающие с Вашими представления о наибольшей достойности способа погребения. Ведь, само по себе понятие "предание земле" означает предоставление останкам условий возвращения в круговорот окружающей среды. Строго говоря, куда, как не в эту "землю" попадает все тленное, независимо от того, каким образом? Насколько мне известно, кроме проявлений очень личных и эмоционально оправданных мнений ряда христиан (по некоторым свидетельствам - протопопа Аввакума, о. Серафима (Роуза) и "гробового" иеромонаха Никона из Киевской Лавры - о младостарцах не упоминаю) Церковью особого положения по этому вопросу не формулировалось. Хотя, могу и ошибаться, разумеется.
... Вашего знакомого, впрочем, легко понять в том смысле, что и сожжение, и, как начали делать это в Европе, выращивание на основе останков растений - выглядит вполне эстетично, если можно применить это понятие в данном контексте. Однако, и у Вас есть неплохой "эстетический" аргумент: процесс разложения останков - это не то, что предназначено для демонстрации с целью "услаждения" чьих-либо чувств. И упокоение в могиле, и сожжение, и прочее - не шоу, а скорбный акт, призванный оcтавшихся вспомнить о неизбежном конце земной суеты. Поэтому принципиальной разницы между поеданием червями, уродливым коагулированием плоти в пламени и гниении где-то среди камней нет. Актуальным остается только наше отношение к памяти о личности покойного и, разумеется, участие в его дальнейшем пути молениями об упокоении души.
Иными словами, вопрос этот не научный, а сугубо этический.

С уважением, sn
12.9.04

SpyLOG