Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

ВОПРОС:

Какие дела, мысли, какой образ жизни, поведение и поступки человек должен совершить, чтобы вменилась ему в грех хула на Духа Святого? И, если он уже имеет этот грех, возможно ли ему покаяться и проститься ли он ему, потому что сказано, что хула на Духа Святого не проститься людям ни в этом веке не в будующем. Получается, что человек уже обречён быть в аду? Как понять мне эти слова? Объясните пожалуйста.

ОТВЕТ:

Дела, мысли, образ жизни, поведение и поступки, которые являются хулой на Духа Святого, заключаются в том, чтобы  видя, как действует Сам Господь, приписать это действию нечистой силы.
Сразу же оговорюсь, что осторожность, по учению Святых Отцов, грехом не является и даже похвальна: когда мы не торопимся принимать чудо как чудо Божие, опасаясь бесовского обмана, это еще не хула на Духа Святого. Таким образом, хула, о которой говорится в Евангелии, вполне сознательна: иудеи видели, что дела Христовы совершались Силой Божией, но приписывали их сатане. Однако покаяние возможно и в этом грехе (и апостолы призывали к покаянию всех без исключения), только оно, как и в любом другом грехе, должно быть истинным, - мы должны измениться, а не только говорить:  Каюсь .
Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на слова: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32), пишет:  Всякий другой грех имеет хотя бы малое извинение, например блуд или воровство; ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь+ Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и производит их от демона, тот какое может иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но злонамеренно хулит их; как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи+ видели, что Он творит чудеса, и однако клеветали и хулили Св. Духа, называя это бесовским делом; то как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак знай, что кто хулит+ Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот если не покается, не будет прощен, поскольку не имел никакой благовидной причины к хуле, как например тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Так не отпустится ему ни здесь, ни там; но он будет наказан и здесь, и там.

Священник Михаил Н.
26.5.04

 ОТВЕТ:

    Позволю себе дополнить ответ уважаемого отца Михаила. Его ответ очень конкретный, но все-таки он чересчур буквально трактует смысл данного места из Евангелия. В результате может создаться ошибочное впечатление, что предупреждение Христа к современным людям отношения не имеет. 
    В самом деле, за исключением редких чудесных случаев мы, казалось бы, лишены возможности видеть непосредственно действия Самого Господа и можем лишь прозревать Его действия в течении нашей жизни. В нечистую силу большинство современных людей не верит, и скорее готовы объяснить происходящее с ними случаем, чем Промыслом или бесовскими происками. Значит, в обычной жизни человек не может совершить данный страшный грех? Что же касается явных чудес, то сам отец Михаил совершенно правильно указывает: Святые Отцы учат нас осторожно относиться к чудесам, “потому что сам сатана принимает облик Ангела света” (2 Кор.11,14). Где же грань, когда кончается осторожность и начинается хула на Духа Святаго? Ответа на этот вопрос отец Михаил, к сожалению, не дал.
    Чтобы прояснить ситуацию, я приведу две цитаты из уважаемых источников.
1. Комментарий на Мф.12, 31-32 священника М. Фивейского из “Толковой Библии” А.П.Лопухина:  “Слушавшие речь Христа фарисеи едва ли представляли Духа Святаго, как третье Лицо Святой Троицы, и для них выражение Дух Святый было равнозначительно слову Бог, или по крайней мере Дух Божий. Таким образом выражение хула на Духа Святаго  было для слуха фарисеев равнозначительно словам: хула против Бога. Если так, то становится понятным, почему всякий другой грех и хула простятся человекам, а хула против Духа Святаго не простится. Потому, что последнее есть выступление против Самого Бога и вместе с тем приближение человеческого духа… к злому духу, вина которого, по понятиям тогдашних иудеев и по нашим, никогда не будет прощена. Это, так сказать, принципиальная хула, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и вместе с тем в самом корне отрицается вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну степень с нечистым духом. <…> …понятно, почему слово, произнесенное на Сына Человеческого может быть прощено, а слово на Духа Святаго не простится ни в этом веке, ни в будущем. В глазах фарисеев Сын Человеческий не был ни Богом <…>, ни Сыном Божиим. И не только фарисеи, но даже ученики Христа с трудом и только постепенно могли усвоить себе эту мысль. Это происходило от неведения, а потому и могло быть прощено. Но слово на Духа Святаго или Бога не бывает только ошибкой, происходящей от неведения, и потому не прощается.”
2. Комментарий на исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго из книги архиепископа Аверкия (Таушева) “Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”:  “Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его. Но кто упорно отвергает самое это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божией, для того нет милосердия, грех такого остается непрощенным, и такой человек погибает. Это намеренное противление спасающей благодати Божией, которая есть благодать Святаго Духа, Господь назвал хулой против Святаго Духа. Противление ей фарисеев ясно выразилось в том, что дела всемогущества Божия они осмелились назвать делами диавола. Почему этот грех не простится ни в сей век, ни в будущий? Потому что, если человек отвергнет очевидные действия спасающей благодати Св. Духа, то неоткуда взяться у него и покаянию, без которого нет спасения: он не может покаяться. Кто похулит Христа, видя Его уничижение, тому это простится, ибо это грех заблуждения, омываемый покаянием; не таково упрямое противление очевидным действиям спасающей силы Божией, которое было у фарисеев и которое далеко отстояло от покаяния. Клевету фарисеев на Свои дела Господь объясняет их злым сердцем: Ибо от избытка сердца говорят уста… - и грозит им, что за всякое слово праздное они должны будут ответить в день Страшного Суда, ибо лживые и нечестивые слова указывают на наличие злого сердца.”
    Подведем итоги. Что же такое хула на Духа Святаго? Это ситуация, когда человек, зная о Боге, веря в него, отрицает Его благость и сознательно становится врагом Ему. Именно таков был грех Люцифера: имея благодать видеть своего Творца – Бога, зная, что Он является источником бытия и Жизни, диавол начал бунт против Него. Может ли совершить что-либо подобное человек? Может. И, увы, это случается в реальной жизни. Ослепленные гордыней, не видящие своих грехов, рассеянные суетой мирской жизни люди нередко, веря в Бога или хотя бы в некую “высшую силу”, не верят в то, что Бог есть Добро, что все трудности, беды и боль нашей жизни могут быть Промыслом Божиим приведены к добру. И тогда человек начинает войну против Бога, против Его заповедей и Его славы. Самый известный пример находится в “Братьях Карамазовых” Достоевского. Видя страдания людей и торжество зла, Иван Карамазов теряет веру в высшую гармонию бытия. “Не Бога я не принимаю, Алеша, - говорит своему брату Иван Карамазов, - я только билет ему почтительнейше возвращаю”. И Алеша Карамазов дает верное определение: “Это бунт.” Чем закончился бунт Ивана Карамазова – всем известно.
    Все дело заключается в том, что грех людей не может быть исправлен ни самим человеком, ни Самим Богом, - он исправляется только совместно Богом и человеком. Человек должен принести покаяние, а благодать Божия излечит то, что человеку самому изжить невозможно, - уничтожит корни, которые грех пустил в нашей душе. Покаяние здесь совершенно необходимо, поскольку человек замыслен Творцом как свободное существо, а не как заводной автомат: человек должен сам, по своей свободной воле, прийти к Богу. До тех пор, пока человек хулит Духа Святаго, т.е. сознательно бунтует против Бога, он не может каяться, - и тут уже Сам Всемогущий Бог не может ему помочь, потому что Бог не может противоречить Самому Себе, своему замыслу о человеке.
    Мне также кажется, что комментарий блаженного Феофилакта, который цитирует в своем ответе отец Михаил, вполне согласен с таким пониманием данного места Евангелия. Просто блаж. Феофилакт разъясняет суть дела на конкретном примере из Евангелия; а уже наше с вами дело увидеть аналогии между этим примером и нашей жизнью. Блаж. Феофилакт также говорит, что данный грех совершает тот, кто “хулит… духовные дела Христовы, и называет их бесовскими”. Мне кажется, что “духовные дела Христовы” – это не только чудеса. Это Божий Промысел о человеке. Значит, хулит Духа Святаго тот, кто называет злом (“бесовскими делами”) Божий Промысел о человеке (“духовные дела Христовы”). Впрочем, может быть, что я неправильно толкую слова блаж. Феофилакта: безусловно, буквальная интерпретация его слов, которую дает отец Михаил, тоже возможна. Пусть специалисты меня поправят.
    И последнее. Из сказанного ясно, что ситуация, когда человек впал в данный страшный грех, не является безвыходной. Человек не может быть спасен, только если он пребывает в хуле на Духа Святаго; только пока он бунтует против Бога. Чтобы спастись, он должен прекратить этот бунт. И покаяться.

С уважением, раб Божий Владимир
29.5.04

ОТВЕТ:

 Вобщем можно объяснить в 2 словах чем отличается обычный грех от грехов против Духа Святаго. Если человек допустим крадет. Знает что грех и крадет. И каждый раз после очередного воровства у него искушение - сказать, что красть - это не плохо. Вот например урки, уголовники. Они себя называют Ворами с большой буквы. Т.е. есть такое явление. Или, например, суеверие. Один раз человек согрешил суеверием, два раза. Каждый раз у него появляется соблазн не покаяться, а сказать, что "что-то в этом есть", что это не суеверие, а часть православия.
Т.е. грехом человек совершает не по немощи, а он грех ставит в учение. Он грех ставит во главу угла. Не Христа, а грех. Вот грех который человек совершает невольно, по немощи - эти все грехи простятся. А вот когда искажается учение Святой Православной Церкви - этот грех не простится ни в этом веке не в будущем. Т.е. например, сказать, что Христос изгоняет бесов силою диавола - это укоренелая зависть встала во главу угла. Тяжело стало каяться в зависти, гораздо легче было объявить Христа сатаной. Они изменили учение. Никаких личных претензий к ним Христос из "мстительности" не имел. Просто иудеи изменили учение, поставили ложь во главу угла, а не Христа. Сами они были мнимо праведны, также как и диавол притворялся праведным - наказывал человека как бы справедливо за грехи человека. В делах их как бы уличить не могли - они были лицемерно "праведны". Но только одно то, что они не принимали Христа - это было изменение истинного вероучения, хула на Духа Святаго, грех который не прощается в этой жизни (т.к. это - богоборчество, человек сопротивляется благодати) и не прощается в будущей.
 Т.е. когда человек теряет веру, правильную веру во Христа - это не прощается. "Всякие грехи простятся человеку, но хула на Духа Святаго не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем". Когда иудеи спросили Христа "Что нам делать чтобы спастись", Христос ответил имея именно это самое в виду "Вот главное дело Божие - веруйте ..." Верующему человеку, правильно верующему человеку - невозможно согрешить на Духа Святаго и все ему Христос простит.
 Вера будет проверяться делами. Если человек регулярно согрешает - ему все тяжелее каяться и очень высок шанс, что он однажды в сердце скажет "да ничего страшного". Это и будет грехом против Духа Святаго. Cтанет ясно на том свете - действительно ли человек грешил по немощи да по заблуждению, или он все же изменил свою веру.
Если человек называет белое черным, а черное - белым, то получается действительно, человек обречен жить в аду. Может вмешаться благодать, изменить человека. Но состояние в котором человек находится - это состояние уже ад. Чего такому человеку прощать, если он неразумный - непонятно даже доброму Богу. Тут уже дело не в доброте, а в разуме.
 Человека изменять без его воли - это нарушает свободу воли человека. "Се сатана просил вас сеять как пшеницу, но я молился о тебе Симоне" - слова Христа апотолу Петру перед отречением. Как пшеницу. Сеять случайно. Воля свободная. Но Петр постарался понравиться Христу в отличие от Иуды. И когда Петр умер, избрал своей волей грех, Бог его потом воскресил покаянием. Потому что Петр до отречения показал свою добрую волю ко Христу.
А Иуда был вором до отречения. И не стремился ко Христу. Вот Господь и не посмел тронуть его свободную волю. Т.е. старайтесь стремиться ко Христу, тогда может вас Господь поправит, если вы сделаете ошибку.
А как Он мог поправить иудеев которые Его видели и ненавидели. Господь не осмелился тронуть их свободную волю.

Д. Е
10.1.07

 

О Т В Е Т:

Тут суть в чем. Совершенно понятно, что хула против Духа Святаго - это грех богоборчества.
Но есть детали. Не совсем очевидно, что фарисеи были именно богоборцы. Ни один человек в мире не желает себе зла. Человек образ Божий, он настолько далек от диавола, что Сам Господь воплотился, чтоб спасти КАЖДОГО человека. И плакал, как повествует Евангелие, плакал о погибающих. Значит Он им может все простить.
Значит богоборцами не рождаются, значит богоборцами становятся. Если ни один человек не желает себе погибели - как можно стать богоборцем? Что это за путь, как его узнать, чтобы избежать?
Богоборцы - это люди не имеющие дарование различать духи. Что такое дух? Дух - это постоянная константа, вот почему человек сочетовавшийся со злым духом - не имеет спасения. Сочетование - процесс не мгновенный, растяжимый во времени. Но это очень опасный процесс. Один раз решив стать христианином - человек мгновенно может спастись. Один раз решив сочетоваться злому духу - человек может мгновенно погибнуть.
Так же мгновенно, как погиб сатана, как погибли демоны. Они не могут покаяться - потому что в какое то мгновение отошли от Бога. В какое то мгновение жизни Бог может сказать: иди или направо или налево, нечего Мне больше голову морочить. "Не мир Я принес, но меч". Бог даже на кресте повис между правым и левым разбойником. Разделил их. Бог устает от наших колебаний между добром и злом и в некоторые моменты жизни мы или можем навсегда уйти от Бога, или навсегда прийти к нему. Мы это сами знать не будем, но Бог это будет знать. Поэтому нужно каждый день каяться и трепетать.
В какой момент мы можем отойти особенно от Бога, в какой момент мы можем подойти к чужому духу? Ну во-первых во время занятий магией. Это очень опасный момент. Общеизвестно - насколько тяжело покаяться колдунам или даже не колдунам а к примеру - члену компартии с 1905 года. Бывает - их "не берет смерть", т.е. лукавый не торопится забирать их души, т.к. не боится что они покаятся, и мучает их, желая чтоб перед смертью они еще больше нагрешили и тем усугубили свое наказание. Слышал предсказания святых, что при антихристе так будет для всех принявших печать "смерть убежит от них".
 Т.е. нельзя близко подходить к сатане. А между тем  по Церковному преданию фарисеи уже тогда тайно грешили учением "каббала". Т.е. уже какая то ниточка прослеживается. Да и до каббалы Израиль вечно валялся в общении с язычниками и идолами и демонами, обитавшими в идолах. Результатом подмены духа, общения с диаволом стало то, что они не узнали истиннаго Бога.
Еще другой момент - более житейский, когда мы можем погибнуть от неумения различать духи. Если человек блудит, пьет, ворует, но знает что это плохо и кается - это не хула против Духа Святаго. А вот когда человек говорит, что или пить, или блудить, или воровать - это ХОРОШО, вот тогда это хула на Духа Святаго. Он считает, что Дух Святой может или пить до пьянства или воровать или блудить. Т.е. пока он грешит, но знает что это грех - это не хула на Духа Святаго, а когда он на плохое говорит - что это хорошо, это уже хула на Духа Святаго. Такой человек Духа Святаго, Бога - представляет грешным И не сразу, но постепенно приходит к ереси, а от ереси рождается богоборчество. И если человек в этом пути преуспел и впитал в свое сердце "возлюби неправду... приидоша в любовь сердца" - он ничем не отличается ни от мага, ни от фарисеев - богоборцев.
Т.е. ересь - это путь к богоборчеству. Ересь ЛЮБИТЬ нельзя. "Русь святая - храни веру православную".

Г. Семен С.
19.1.07